Концепция сайта

Концепция сайта как информационного пространства, доступного различным категориям пользователей, разработана и широко апробирована в Рунете. Однако концепция сайта, посвященного сетевому взаимодействию и организующему этот тип взаимодействия, до сих пор не устоялась. Наиболее распространенным вариантом, отчасти подменяющим идею сети, являются так называемые web-кольца: большое количество сайтов одинаковой направленности обмениваются баннерами и перекрестными ссылками, обеспечивающими переход на другие сайты, входящие в кольцо. Как правило, эти сайты имеют значок принадлежности к конкретному web-кольцу, универсальный для всех его участников.

Концепция сайта

Преимущество такого сообщества заключается в том, что пользователь, обнаружив один интернет-ресурс по интересующей его проблематике, автоматически открывает для себя целое сообщество сайтов на данную тему. На практике же web-кольца организуются по формальному признаку (например, сайты школ определенного округа или района) без отбора сайтов по качеству содержащихся в них информации, ее достоверности и т.п. Зачастую многие участники кольца «умирают», но остаются внутри сообщества, так как структуры, отвечающей за мониторинг деятельности сообщества, не существует. Таким образом, реального взаимодействия между участниками кольца не происходит, хотя первый шаг к нему сделан: определен состав участников и их содержательные интересы.

Итак, сетевое взаимодействие подразумевает не только определение участников взаимодействия (сайтов, организаций, пользователей), но и создание сервисов, обеспечивающих обмен информацией между ними, а также содержательный мониторинг процесса обмена. Описание интерактивных сервисов приведено ниже.

При организации подобного сайта должны изменяться и требования к формированию «статического» информационного пространства сайта (статьи по проблематике сайта, новостные ленты и т.п.), то есть элементов, за размещение которых ответственны контент-менеджер и администратор сайта, а не пользователи. Сформулируем основные принципы, раскрывающие сетевую природу сайта (по Р.В.Селюкову):

* Сайт – это инструмент Сети, состоящий из людей или групп людей, которые могут инициировать взаимодействие друг с другом, реализуя собственную потребность.

* Основным структурирующим принципом организации информации на сайте является не только время, тема или сюжет (что характерно для информационных и презентационных сайтов), но и их взаимосвязь с тем или иным субъектом взаимодействия или с реализуемым на сайте проектом (событием).

* Проекты и события, реализуемые (а не только отражаемые) на сайте, носят распределенный характер, то есть совместно реализуются удаленными друг от друга участниками Сети для реализации взаимных интересов.

* Сеть имеет открытый характер, то есть любой пользователь, обладающий требуемыми характеристиками (например, профессиональной принадлежностью), может стать полноправным участником сети, то есть получить возможность инициировать взаимодействие, разворачивать на сайте проекты, размещать информацию по обсуждаемой проблематике и развивать свою позицию в рамках Сети (например, изменяя статус с обычного пользователя на модератора или даже эксперта).

* Сайт должен иметь развернутую систему ссылок на сайты, занимающиеся аналогичной проблематикой и соответствующие тому уровню качества и профессионализма, который задан на исходном сетевом ресурсе. При эффективном развитии Сети возникают сайты – саттелиты, реализующие отдельные проекты или направления деятельности Сети. Потенциально любой участник Сети является удаленным модератором рассылок и конференций, реализуемых в рамках сайта.

* Сетевым ресурсом сайта является не только и не столько информация, размещенная его создателями и кураторами, сколько субъекты сети, обновляющие его содержание и насыщающие информационное пространство сайта своими текстами.

* Управление ресурсом осуществляется по принципу распределенных прав при сохранении общей иерархической структуры пользователей (администратор, эксперт, модератор, гость и т.п.).

* Сайт развивается в результате развития Сети в целом, а не за счет усилий организаторов и администраторов сайта. Таким образом, в центре внимания оказываются субъект и событие (проект), а информация становится ресурсом, обеспечивающим взаимодействие в рамках события (проекта).

Следует отметить, что принципиальным отличием сетевого сайта от презентационного является то, что в презентационном сайте пишут о событии, а в сетевом сайте событие разворачивается в виртуальном пространстве между его участниками. Такой способ организации сетевого взаимодействия позволяет естественным образом вовлечь большое количество участников, так как из пользователя, которому доступен лишь просмотр информации, они превращаются в авторов, влияющих на создаваемое информационное пространство. Именно это и делает их субъектами взаимодействия.

Поскольку участие в работе сайта требует проявления компетентной активной позиции, и пользователь получает оперативную обратную связь по поводу качества и направленности собственных действий, происходит естественный отбор людей, заинтересованных в таком типе взаимодействия и способных его содержательно обеспечить. Надо отметить, что в отличие от чисто информационных и презентационных сайтов, перед сетевым сайтом не стоит задача привлечения как можно большего числа пользователей, сетевой сайт ориентирован на специфическую аудиторию и заинтересован, в первую очередь, в привлечении специалистов, а не пользователей вообще. Соответственно меняется и логика продвижения сайта в Сети, о чем будет рассказано ниже.

Разумеется, сетевой сайт может и должен содержать презентационные блоки: поскольку его создание было инициировано группой специалистов, заинтересованных в данной проблематике, они являются тем «ядром», вокруг которого разворачивается деятельность сайта. Соответственно, должна быть в полной мере предъявлена их содержательная направленность, должны размещаться материалы об их деятельности. Однако сетевой сайт не может ограничиваться только этим.

Говоря о субъекте сетевого взаимодействия, мы подразумеваем либо сайт, либо организацию, либо конкретного пользователя. Выбор субъекта зависит от задач, определенных создателями Сети.

Источник

Версия для печати

  Дата: 26 апреля 2011  |  Автор: 52  |  Просмотров: 4209

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

О сайте

На сайте публикуются материалы о истории России и мира, о проблемах общества и человека и о многом другом...

Контакты

Обратная связь

При использовании материалов сайта ссылка на russify.ru обязательна.