Город убиенного царевича

Двухлетний сын умершего царя Ивана Грозного Димитрий был отправлен в Углич из Москвы весной 1584 года. Сюда он прибыл с матерью, последней женой Ивана Марией Нагой. Димитрий с шести лет чувствовал себя будущим государем, мальчика отличала отцовская черта – жестокость и необузданность характера, это был к тому же ребенок неизлечимо больной, с издерганной психикой... 15 мая 1591 года царевич погиб при загадочных обстоятельствах.

Город убиенного царевича

Смерть царевича является одним из ключевых, архетипических событий в ментальной истории России. Вокруг нее собираются различные смыслы и идеи, обобщенные в XIX веке Достоевским в роковой вопрос о слезинке ребенка как невозможной, неприемлемой цене мировой гармонии. Смерть Димитрия срифмована в на родном сознании со страстотерпчеством святых князей Бориса и Глеба, уподобивших себя Иисусу Христу безропотным приятием насилия и гибели.

Один из аспектов ситуации, приковавший к себе особое внимание, связан с предположением, что царевич был злодейски зарезан людьми, подосланными тогдашним претендентом на российский престол Борисом Годуновым. «Мальчики кровавые в глазах» не дают покоя царю Борису в трагедии Александра Пушкина. Для писателей при осмыслении этой истории главной темой оказывается драма нечистой совести. Для историка Николая Карамзина – тема возмездия, настигающего Бориса, несмотря на все его умения и таланты. Народ отказывает Борису в любви, Борис не в силах создать династию.

По сию пору неизвестно, было ли это самоубийство при неосторожной игре с ножичком – или убийство царевича-соперника организовал Борис Годунов. Прозаически мыслящие историки чаще всего не находят оснований говорить о вине Бориса. Есть «Обыск» – следственное дело комиссии князя Василия Шуйского, прибывшей в город. Комиссия установила обстоятельства бедственного случая: царевич играл со сверстниками под наблюдением мамки, кормилицы и постельницы.

Мальчики играли ножом в тычку: нужно было попасть ножом в очерченный на земле круг. Настал момент бросать нож Димитрию. Тут «…и пришла на него болезнь – падучий недуг – и набросился на нож». Царевич в самом деле страдал «черным недугом», «немочью падучей» – тяжелейшей эпилепсией, сопровождавшейся внезапно возникавшими частыми длительными приступами-припадками. Последний перед смертью приступ продолжался у Димитрия непрерывно два дня. Он искусал руки мамок и нянек, пытавшихся удержать выгибающееся в судорогах тело мальчика. Следственная комиссия Шуйского пришла к выводу, что смерть царевича стала результатом Божьего суда.

Город убиенного царевича
"Данилко Волохов убивает царевича Димитрия". Миниатюра XIX в.

Смерть Димитрия из личной трагедии превратилась в историческую драму. Развитие событий в 1591 году сделало Углич городом русского бунта. По определению того же Пушкина, русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Кажется, крупица смысла в угличском народном возмущении все-таки была. Но беспощадность точно отличала участников событий.

Сначала были убиты без суда и следствия Данила Битяговский, Никита Качалов, Осип Волохов и несколько посадских людей, обвиненных в смерти мальчика. Затем власти произвели расправу над зачинщиками и участниками бунта. Царицу Марию постригли в монахини. Она была сослана в монастырь на Выксе. Ее родственники, Нагие, были разосланы по тюрьмам. Иных мятежников казнили, а многих сослали в Сибирь, в городок Пелым.

В сибирский Тобольск был отправлен в сопровождении охраны и набатный колокол с одной из угличских колоколен, который возвестил о гибели царевича и призывал людей к бунту. Перед ссылкой колокол секли плетьми, лишили языка и уха. В Тобольске колокол значился «первоссыльным неодушевленным с Углича». Вернули колокол в родной город в 1892 году.

Символ колокола у деятелей российской радикальной оппозиции XIX-XX вв. был прочно связан с народной мобилизацией. Набатный звон осознавался как сигнал к восстанию. А в Угличе эхо старинного набатного колокола отозвалось 17 июня 1918 года, когда именно с колокольного звона здесь началось антикоммунистическое выступление.

Город убиенного царевича
Убиение царевича Дмитрия 15 мая 1591 года. Гравюра неизвестного художника. XIX в.

В контексте событий начала XVII века угличская драма воспринимается как зерно великой русской Смуты. На рубеже века прошел слух, что царевич Димитрий жив. Явился самозванец, Лжедимитрий I, бежал в Польшу и, собрав войско, взял Москву. Но его успехи оказались кратковременными. Исторический зигзаг привел в 1606 году на московский трон уже упомянутого Василия Шуйского.

В борьбе с самозванцами, чтобы доказать, что царевич действительно умер в Угличе, туда отправилась правительственная комиссия во главе с ростовским митрополитом Филаретом. Могила Димитрия была раскопана, его останки объявлены нетленными и перенесены в московский кремлевский Архангельский собор. Василий Шуйский переменил свое прежнее мнение и объявил, что царевич был убит по приказу Бориса Годунова. Димитрий был причислен к лику святых.

Тема смерти царевича как пролога к Смуте и как предвестия великих бед отозвалась в ХХ веке, когда в Екатеринбурге были убиты дети отрекшегося царя Николая II, в том числе царевич Алексей.

Памятником исторической драмы в Угличе является церковь Димитрия-на-крови на месте гибели царевича. Она построена в 1692 году в Угличском кремле, на высоком правом берегу Волги. На кроваво-красной глади стен выделяются белые наличники, обрамляющие оконные проемы. На внутренней западной стене храма располагается огромная живописная композиция XVIII века «Убийство царевича Димитрия», само название которой определяет трактовку давних событий. Над росписью работала артель художников. Сцены жития Димитрия и расправы угличан с убийцами представлены предельно экспрессивно, с эффектами театрального свойства.

Город убиенного царевича

Димитрий-царевич стал защитником Углича – в 1654 году, согласно народным представлениям, он спас город от моровой язвы. Изображение царевича с ножом в руке помещено на герб города. С недавних пор ежегодно в Угличе снова проводятся торжества, посвященные Димитрию.

Странным откликом драме Димитрия стало в городе убийство мальчика в 1663 году. Словно бы въяве исполнилось то, что без достаточных оснований официально утверждалось относительно смерти Димитрия. Напоминает о событиях церковь Рождества Иоанна Предтечи на волжском берегу. Строилась она в 1689-1700 годах на средства купца Никифора Чеполосова в память о сыне Иване, зверски убитом приказчиком Рудаком. В северном приделе церкви в 1960-е годы реставраторы обнаружили нишу, где был захоронен Ваня Чеполосов.

Мемориальный Предтеченский храм не мрачен. Напротив, он – нарядный, светлый, праздничный, живописный, разнообразно украшенный, свободно организованный. Своеобразие его видят в неповторимом соотношении объемов, в живописной ассиметрии частей, в не сразу заметном сдвиге осей, в легком изяществе силуэта и деталей. Храм украшен росписью и резьбой, полихромными рельефными изразцами и керамическими вкраплениями в скульптурные композиции. Дойное ожерелье изразцов опоясывает барабан, непрерывный фриз окружает верхнюю часть четверика. Соединяясь, изразцы составляют единый ритмичный узор, в котором доминирует зеленый цвет. Колокольня церкви – самая красивая в Угличе.

Евгений Ермолин

Источник

Версия для печати

  Дата: 19 мая 2011  |  Автор: 52  |  Просмотров: 4004

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

О сайте

На сайте публикуются материалы о истории России и мира, о проблемах общества и человека и о многом другом...

Контакты

Обратная связь

При использовании материалов сайта ссылка на russify.ru обязательна.