Примечания

1

Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. С. 172.

2

См.: Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991. С. 118.

3

Там же. С. 499.

4

См.: Гольбах П.-А. Избранные произведения. Т. 1. М.: Наука, 1963. С. 189–190.

5

См.: Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. С. 36–37.

6

Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М.: ОГИ, 2004. С. 29.

7

См.: Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42. С. 41–174.

8

См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Издательство политической литературы, 1986.

9

Термин «примитивный» в религиоведении не несет уничижительного оттенка, а служит названием первичной стадии формирования религиозных представлений.

10

На русском языке отрывки из этой книги доступны в издании: Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000.

11

См.: Тайлор Э. Б. Там же. С. 143.

12

Lang A. The Making of Religion. London, 1898. P. 2.

13

В иудаизме мессией именовался грядущий избавитель евреев от иноземных угнетателей, пришествие которого означало бы установление Царства Небесного на Земле.

14

Положение о существовании первобытной орды было заимствовано Фрейдом у шотландского антрополога и историка религии Уильяма Робертсона– Смита (1846–1894). Подробнее см.: Робертсон-Смит У. Лекции о религии семитов // Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. С. 305–308.

15

Подробнее см.: Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. СПб. – М.: «Академия», 2005. С. 39.

16

Durkheim Е. The Elementary Forms of the Religious Life. London: George Alien &UnwinLtd, 1976.P. 11.

17

См.: Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. С. 72–73.

18

В русском языке сложилась традиция перевода этого названия как «Сакральное». Подробнее см.: Красников А. Н. Методология классической феноменологии религии // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2004. № 1. С. 74–97.

19

См.: Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство Московского университета, 1994. С. 10–12.

20

См.: Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986.

21

См.: Хук С. Мифология Ближнего Востока. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. С. 7–13.

22

Сейчас эти тексты опубликованы на русском языке (см.: Бадж Э. У. Египетская книга мертвых. М. – СПб., 2004).

23

См.: Геродот. История. М.: Наука, 1972. С. 157.

24

См.: Эпос о Гильгамеше//Поэзия и проза Древнего Востока. М. Художественная литература, 1973. С. 28–50.

25

Подробнее см.: Бойс М. Зороастрийцы. М.: Наука, 1988.

26

См.: Золотарев А. М. Первобытная мифология. М.: Мысль, 1964. С. 276–278.

27

См.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Изд-во политической литературы, 1976. С. 342–343.

28

Именно в этом качестве и выступает Афина в «Илиаде», вмешиваясь в ход боя, если опасность угрожает кому-то из ее любимцев.

29

См.: Токарев С. А. Указ. соч. С. 240.

30

См.: Тибетская книга мертвых / под ред. К. Г. Юнга. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

31

См.: Rothermundt G. Buddhismus fur die moderne Welt. Stuttgart, 1979. P. 13.

32

См.: Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Издательство политической литературы, 1989. С. 207–242.

33

Из отечественных исследователей подобной точки зрения придерживался И. А. Крывелев (см.: Крывелев И. А. Библия: историко-критическийанализ. М.: Издательство политической литературы, 1982).

34

Цит. по Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994. С. 83.

35

Подложность этой грамоты была доказана в XV в. итальянским гуманистом и философом Лоренцо Валла (1407–1457).

36

В 1965 г. римский папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор I сделали шаг навстречу примирению враждующих церквей, отменив взаимные осуждения, но на этом процесс объединения христианства остановился.

37

Цит. по: Таксиль Л. Священный вертеп. М.: Издательство политической литературы, 1988. С. 212.

38

См.: Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Ренессанс, 1991. С. 38.

39

Хоружий С. С. Исихазм и история // После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. С. 422–423.

40

Знаменитый немецкий историк Отто Ран связывает именно с деятельностью катаров возникновение легенды о святом Граале, призванной в аллегорической форме изложить основные положения их учения (см.: Ран О. Крестовый поход против Грааля. М.: ACT, 2002. С. 65–72).

41

Послание Иакова, 5:16.

42

Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 63.

43

Подробнее см.: Голубинский Е. История русской церкви. М.: Изд-во Сабашниковых, 1901. Т. I. Ч. I. С. 59.

44

Необходимо отметить, что князь Владимир не быт первооткрывателем религиозного способа примирения противоречий. С гораздо большим успехом создание единого божественного пантеона из верховных божеств отдельных племен или социальных общностей было продемонстрировано древнегреческим и древнеримским обществами.

45

Голубинский Е. Указ. соч. С. 175–176.

46

SprengerA. Das Lebenund die Lehre des Mohammad. Bd. I. Berlin, 1961. S. 207.

47

Согласно одной из папских энциклик запрещались не только личные контакты между протестантами и католиками, но и налагался строгий запрет на ведение теологических диспутов между ними.

48

Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Мысль, 1990. С. 85.