Новый Завет

Состав Нового Завета

В новозаветный канон все вероисповедания христианской религии включают: 1) четыре евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; 2) книгу Деяний святых Апостолов; 3) двадцать одно послание апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Павла; 4) Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.

Евангелие от Матфея

Матфея церковь считает одним из апостолов Иисуса, следовательно, очевидцем и непосредственным участником событий, описанных в евангелиях. Изложение начинается с родословной Иисуса Христа, которая ведется от Авраама и доводится до Иосифа, мужа Марии. Сразу после их женитьбы оказалось, что Мария уже беременна, притом не от человека, а от духа святого. Ангел, сообщивший об этом Иосифу, ссылается на пророчество Исаии об Еммануиле. Но все-таки родившегося младенца почему-то называют не Еммануилом, а Иисусом. Сразу после рождения он подвергся опасности погибнуть из-за происков царя Ирода. Родители бегут вместе с ним в Египет, где и скрываются до тех пор, пока не получают от ангела сообщение о смерти Ирода. Тогда святое семейство переселяется в Галилею (северная часть Палестины), в город Назарет. Сообщая об этом, евангелист добавляет, что таким образом сбывается «реченное через пророков, что он Назореем наречется»(Евангелие от Матфея, гл. II, ст.23.). Мы уже говорили выше о том, что это - неправильное толкование, ибо у Исаии говорится не о Назорее, а о Нецере, ветви от «корня Иессеева».

Рассказ о деятельности самого Иисуса начинается с описания того, как он принял крещение от Иоанна Крестителя и был после этого отведен «духом в пустыню, для искушения от диавола». Сорок дней и сорок ночей провел там Иисус, после чего началось само искушение. Дьявол предлагал Иисусу совершать различные чудеса, но тот отказывался. Он «показывает ему все царства мира и славу их», предлагая это все Иисусу, если он, «пав, поклонится» ему, но опять получает отказ. В конце концов дьявол отступает, и служить Иисусу принимаются ангелы. Иисус «призывает» к себе несколько человек, которые становятся его учениками и «апостолами». Вместе с ними он ходит по всей Галилее, проповедуя в синагогах, исцеляя больных и совершая всяческие чудеса. К нему стекаются люди со всех концов Палестины и Сирии, слушают его проповеди, следуют за ним во время его путешествий.

В дальнейшем изложении у Матфея чередуется описание событий биографии Христа с изложением его проповедей и тех бесед, которые, как рассказывает евангелист, Иисусу приходилось вести как со своими учениками и последователями, так и с противниками.

Из чудес, описанных в евангелии от Матфея, отметим насыщение пяти тысяч человек, «кроме женщин и детей», пятью хлебами и двумя рыбками: «и ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных»(Евангелие от Матфея, гл. XIV, ст.20.). Через несколько страниц это чудо описывается вторично, но на этот раз участвует в трапезе только четыре тысячи человек, съедают семь хлебов и «немного рыбок», а остатков набирают «семь корзин полных». Вообще чудес оказывается не меньше, и они не менее поразительны, чем описанные в Ветхом Завете чудеса Моисея, Иисуса Навина, Илии и прочих пророков.

Что касается проповедей и бесед Христа, как о них рассказано в евангелии от Матфея, то их содержания нам придется касаться в последующих главах. Здесь мы укажем только на то, как в них решается вопрос об отношении к Ветхому Завету. С одной стороны, очевидно стремление сохранить преемственность с Ветхим Заветом и иудейской религией: имеются ссылки на отдельные тексты Пятикнижия и пророков, подчеркивается происхождение Иисуса из рода Давидова и т. д. С другой стороны, неоднократно говорится о том новом, чему учил Христос: «сказано так, а я говорю…»

Важное звено всего христианского учения впоследствии составили содержащиеся в евангелии заявления Христа о том, что это его «пришествие» является не окончательным, а только предварительным и что раньше или позже он явится второй раз, притом «во всей славе своей». Тогда-то будут, наконец, наведены на земле и на небе настоящие порядки. Старое учение ветхозаветных пророков, в особенности Даниила, о грядущем конце света находит в этих заявлениях Иисуса новое выражение. С прямой ссылкой на Даниила Иисус в евангелии от Матфея предсказывает «кончину века» и свое пришествие во второй раз. После всевозможных страшных бедствий, которые надо вытерпеть («претерпевший до конца спасется»), «явится знамение сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет ангелов своих с трубою громогласною; и соберут избранных его от четырех ветров, от края небес до края их»(Евангелие от Матфея, гл. XXIV, ст.30-31.). Все это произойдет скоро, уверяет Иисус, «не прейдет род сей, как все сие будет»(Там же, ст.34.). Отсюда для всех уверовавших в Христа следовал вывод: надо ждать его второго пришествия.

Повествовательная часть евангелия от Матфея завершается рассказом о «страстях господних», о страданиях и смерти Иисуса, а также о последовавшем затем его воскресении и явлении своим ученикам.