Евангелие от Марка

Второе евангелие приписывается Марку, которого церковь считает одним из учеников апостола Петра и вероятным очевидцем деятельности Иисуса на последнем этапе. Это евангелие самое короткое, в нем нет многого из того, что имеется в остальных трех, но его содержание почти дословно повторяется в остальных евангелиях. У Марка ничего не говорится о рождении и детских годах Иисуса, в частности ничего не сказано о непорочном зачатии. Повествование начинается с деятельности Иоанна Крестителя, и далее сразу рассказывается о том, что к Иоанну явился для крещения Иисус; скороговоркой сказано об искушении Иисуса в пустыне и о начале его проповеднической деятельности. В деталях у Марка немало расхождений с Матфеем. Мы в дальнейшем будем говорить о них. Но общий ход повествования с момента начала проповеди Иисуса тот же.

Евангелие от Луки

Автор евангелия от Луки начинает изложение с обращения к некоему Феофилу и сообщает о том, что именно ему он адресует все написанное. При этом свое намерение написать евангелие автор мотивирует тем, что «уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях». Церковники считают, что Лука был учеником апостола Павла, от которого имел возможность узнать обо всех сообщаемых фактах биографии Иисуса Христа.

Само повествование начинается еще более издалека, чем у Матфея; подробно рассказывается о чудесном рождении Иоанна Крестителя от стариков-родителей и о том, какое участие в этом деле принимал ангел, который явился заранее сообщить о грядущем событии отцу Иоанна. Иисус рождается в городе Вифлееме, куда Иосиф с Марией приходят якобы для того, чтобы пройти перепись, проводимую римскими властями Иудеи. Так как в гостинице не оказывается свободных мест, роды происходят в яслях. Пастухи, которых предупредил ангел, явившийся к ним в сопровождении «многочисленного воинства небесного», пришли посмотреть на Иисуса и поклониться ему. Иисуса обрезали, как всякого еврейского младенца, принесли богу Яхве все почитавшиеся жертвы, потом родители вернулись вместе с младенцем в Назарет. Рассказывается, как Иисус рос, удивлял всех своей ученостью и как он готовился к выполнению своей миссии. Начал он ее в возрасте около тридцати лет. Дальнейшее изложение в общих чертах повторяет предыдущие евангелия.

В тему второго пришествия Христа и наступления царства небесного на земле евангелие от Луки вносит новую ноту. На вопрос «когда придет царствие божие?» Христос отвечает: «Не придет царствие божие приметным образом; и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, царствие божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, гл. XVII, ст.20-21.). Речь идет как будто только о внутреннем самосовершенствовании человека и о царстве божием в душе, каковое должно заменить царствие божие в реальном внешнем мире. Но тут же в евангелии от Луки говорится и о «приметном» наступлении второго пришествия: «Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет сын человеческий в день свой»(Там же, ст.24.). И дальше идет подробное, хотя и достаточно туманное, описание того дня, когда «сын человеческий явится». Таким образом, евангелие от Луки тоже внушает верующим ожидание светопреставления и второго пришествия Христа.