Евангелие от Иоанна

Это евангелие сильно отличается от всех предшествовавших. Три предыдущих евангелия в основном совпадают по содержанию и ходу изложения, так что они именуются синоптическими (синопсис - свод, согласование). В евангелии от Иоанна богословы и исследователи-текстологи насчитывают 92 процента материала, не встречающегося ни в одном другом евангелии. В нем меньше повествовательного элемента, больше проповедей, поучений и абстрактных рассуждений. Автором этого евангелия церковь считает одного из апостолов Иисуса.

Евангелие от Иоанна начинается туманным заявлением о том, что «вначале было слово, и слово было у бога, и слово было бог». Потом рассказывается об Иоанне Крестителе, но и здесь не обходится без мистически невнятных рассуждений о «слове, ставшем плотью» и о «славе» этого слова. И сразу идет переход к Иисусу, уже взрослому, ведущему свою проповедь. Опять следует описание чудес и пересказ проповедей. Среди них приводится чудо, о котором ничего не говорится в других евангелиях: на свадьбе в Кане Галилейской, когда не хватает гостям вина, Иисус превращает воду в вино. Рассказы о других чудесах имеют еще более диковинный вид, чем в остальных евангелиях. Так, например, рассказ о воскрешении Лазаря уснащен такими колоритными подробностями, долженствующими усилить впечатление: умерший четыре дня тому назад Лазарь похоронен в гробу, как заявляет сестра его Марфа, он «уже смердит», но Иисус все равно воскрешает его, и он выходит из гроба, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». В мрачном мистическом тоне описываются и все дальнейшие перипетии жизни, смерти и воскресения Христа.

В вопросе о конце света евангелие от Иоанна занимает особую позицию. В нем не говорится о том, что следует ждать второго пришествия Христа на землю. Изредка проскальзывает намек на некий «последний день», но нет никаких указаний на то, что имеется в виду время, когда второй раз на землю придет Христос.