Послания апостолов

Всего в Новом Завете содержится двадцать одно послание - каждое из них приписывается тому или иному апостолу. Четырнадцать посланий церковь считает принадлежащими Павлу. Мы не будем пока касаться вопроса, действительно ли Павел был их автором и существовал ли он как историческая личность. Укажем только на то, что даже историки, весьма положительно относящиеся к христианству, считают, что по меньшей мере пять из Павловых посланий являются подложными. Помимо Посланий Павла, в Новом Завете имеются еще послания, приписываемые Иакову, Петру, Иоанну, Иуде.

Каждое из посланий по форме является чем-то вроде инструктивного письма, адресованного апостолом той или иной христианской общине или отдельному ее представителю. Некоторые из них напоминают обычные письма: начинаются с обращения, кончаются приветами, пожеланиями и просьбами передать поклон кому-либо из знакомых.

В посланиях христианство впервые выступает как новая религия, порывающая свои связи с иудейством.

В Послании к Римлянам автор говорит о иудейской религии в довольно дружественном тоне, но делает важный шаг в сторону признания равноправия иудеев и язычников. Иудейство он признает истинной религией, но главное усматривает не во внешних его признаках, а в вере. В Первом Послании к Коринфянам иудеи и язычники уже уравнены в правах - и те и другие оказываются стоящими на неправильных позициях: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого»(Первое Послание к Коринфянам, гл. I, ст.22-23.). А уже во Втором Послании к Коринфянам прямо говорится о превосходстве Нового Завета над Ветхим: на сердце сынов израилевых при чтении Ветхого Завета «лежит покрывало», и это покрывало снимается только при чтении Нового Завета, при «обращении к господу»(Второе Послание к Коринфянам, гл. III, ст.14-16.). Наибольшую ясность в вопрос о взаимоотношениях иудаизма и христианства вносит Послание к Галатам, где автор отчитывает «неразумных», отпавших снова в иудейство. Христианство оформляется таким образом, как самостоятельная религия и перестает быть сектой или ответвлением иудейства, перестает быть религией тех евреев, которые считают, что мессия уже пришел и им был именно Иисус.

В посланиях последовательно выражена рабская идеология полной покорности эксплуататорским порядкам. Приведем получившее всеобщую известность место из Послания к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены. Посему противящийся власти противится божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… Ибо {начальник} есть божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из {страха} наказания, но и по совести»(Послание к Римлянам, гл. XIII, ст.1-5.). В евангелиях мы тоже находим подобные высказывания, но здесь они выражены с особой категоричностью.

Последнее место в Новом Завете занимает книга, и по содержанию, и по форме резко отличающаяся от предшествующих ей. Это Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис.