Книга Екклесиаста, или Проповедника

Екклесиаст означает в переводе с греческого церковник, член церковной общины. Книга является, таким образом, анонимной, хотя церковь и приписывает ее царю Соломону.

Основной мотив книги - рассуждения на тему о смысле жизни. Автор рассказывает, как он искал этот смысл в различных формах деятельности и различных жизненных благах, как он в конце концов пришел к выводу о том, что жизнь по существу бессмысленна. «Суета сует, - сказал Екклесиаст, - суета сует, - все суета!»(Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. I, ст.2.) Такими словами начинается книга, а дальнейшее изложение призвано обосновать этот пессимистический вывод.

Автор сначала усмотрел смысл жизни в приобретении знаний; это оказалось пустым «томлением духа», ибо «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»(Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. I, ст.18.). Попытался он найти усладу в веселой жизни, в пьянстве, «но и это - суета!» Занялся стяжательством построил дома, насадил виноградники и сады, завел большое количество слуг и домочадцев, домашних певцов и певиц, собрал много серебра, золота и драгоценностей, а потом оглянулся на дела рук своих и увидел, что это тоже суета и томление духа: умрешь - и наследник будет распоряжаться нажитым тобой добром; но неизвестно, мудрый он будет или глупый. Да и сама мудрость не имеет никаких преимуществ перед глупостью, ибо «мудрый умирает наравне с глупым»(Там же, гл. II, ст.16.).

В книге утверждается, что у человека нет никаких преимуществ по сравнению со скотом; здесь слышится мотив, вообще чуждый всей библейской идеологии, с точки зрения которой человек есть венец творения, а животные созданы для него. Люди, говорит Екклесиаст, «сами по себе животные, потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все - суета! Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?»(Там же, гл. III, ст.18-21.)

Все, на что только падает взор Екклесиаста, он подвергает беспощадному суду, все он развенчивает и подводит под категорию «суеты» и «томления духа». Ничего хорошего нет на свете, нет и хороших людей. Среди мужчин еще можно найти одного из тысячи, а среди женщин и этого нет. Вообще женщина - «горче смерти», «она - сеть, и сердце ее силки, руки ее - оковы»(Там же, гл. VII, ст.26.). Нет на свете и справедливости: «одна участь праведнику и нечестивому, доброму и (злому), чистому и нечистому»(Там же, гл. IX, ст.2.). Пытаться что-либо изменить бесполезно, потому что в мире нет и не может быть ничего нового: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»(Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. I, ст.9.). И единственный логичный вывод, который делается автором из всех этих беспросветно-мрачных рассуждений, заключается в никчемности и ненужности жизни. «И возненавидел я, - пишет он, жизнь; потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа!»(Там же, гл. II, ст.17.)

Ссылки на бога, на его мудрость и благость у Екклесиаста механически пришиты к тексту, не имеющему по существу никаких точек соприкосновения с религией. Основной же дух книги - дух атеистического философствования, противоречащий всему содержанию как христианской, так и иудейской религий.

Разберем еще одну ветхозаветную книгу, направленную, как и книга Екклесиаста, в сущности против иудейско-христианского религиозного учения.