Новелла о Самсоне

Когда богатырь Самсон вырос, он влюбился в филистимскую девушку и захотел на ней жениться. Родители уступили его настояниям и пошли вместе с ним свататься. По дороге на него напал молодой лев, и Самсон растерзал его голыми руками. На брачном пире он загадал загадку тридцати «брачным друзьям», - они должны были отгадать ее в течение семи дней пира. Это не удалось бы им, если бы молодая жена Самсона не совершила предательства: она выпытала у мужа разгадку и передала им ее. Так как Самсон должен был по условию заплатить за разгадку тридцать перемен платья, то «пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены {платья} их разгадавшим загадку».

Но с женой-предательницей богатырь не примирился и ушел от нее, а она вышла замуж за другого. Все же через несколько дней он опять пришел, но его не допустили к ней и предложили в жены младшую сестру. Самсон рассердился и отомстил филистимлянам: поймал триста лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил их на жатвы филистимлян. Когда урожай был таким образом сожжен, филистимляне отомстили за свой ущерб не Самсону, но его жене и ее отцу, которые были косвенными виновниками гибели урожая; они убили их. Самсон продолжал мстить филистимлянам. Завязалась длительная борьба, в течение которой Самсон совершает ряд неслыханных подвигов, в частности убивает ослиной челюстью тысячу врагов. Его выбирают в судьи израильские, и двадцать лет Самсон исполняет эту должность, пока, наконец, любовь к женщинам не приводит его к гибели.

Роковой оказалась любовь Самсона к некоей Далиде. Филистимляне подкупили эту женщину, чтобы она выведала у Самсона секрет его необычайной силы. Несколько раз Самсон обманывал ее, давая ложные объяснения, пока, наконец ей не удалось выманить у него действительный секрет: сила Самсона заключается в его длинных волосах. И однажды «усыпила его (Далида) на коленях своих», сонного остригла и призвала филистимлян, которые связали Самсона, пока он еще спал. Остриженный богатырь не мог оказать серьезного сопротивления, филистимляне взяли его в плен и ослепили, после чего заставляли выполнять тяжелую и унизительную работу «в доме узников».

Заключительный эпизод жизни Самсона описывается довольно драматично. Филистимляне привели его в храм на праздник своего бога Дагона и заставили «забавлять их». Но у него к этому времени уже стали отрастать волосы и прибавляться сила. Он решил погибнуть сам, но уничтожить при этом возможно большее количество врагов. Слепой богатырь попросил своего поводыря подвести его к столбам, подпирающим все сооружение… «И сдвинул Самсон с места два средних столба… И сказал Самсон: умри, душа моя, с филистимлянами! И уперся {всею} силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил (Самсон) при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей»(Книга Судей Израилевых, гл. XVI, ст.29-30.).

Подобных легенд много в мифологии всех народов мира. Сказания древних греков о Геракле не только не уступают легенде о Самсоне, а по богатству фантазии превосходят ее. Но иудейские и христианские церковники претендуют на то, что Библия содержит в себе священную и непререкаемую истину. А откуда известно, что эта «истина» содержится в легенде о Самсоне, а не в легенде о Геракле или в сотнях других легенд других народов и времен? К тому же что, собственно, поучительного для иудейской или христианской религии может быть извлечено из таких «священных» текстов, как легенда о Самсоне?

Мы подошли к концу нашего общего обзора содержания Библии.