О чем свидетельствует общий обзор библейских книг

Помимо тех библейских книг, которые мы разобрали, в Ветхом Завете имеется еще несколько книг, не упоминавшихся нами. Это Псалтирь, книга Притчей Соломоновых, книга Плача Иеремии и несколько книг «малых пророков», как Иоиль, Авдий, Иона, Аввакум и др. Псалтирь представляет собой сборник молитвенных песнопений и гимнов. В Притчах Соломоновых много раз повторяются одни и те же нравоучения относительно того, чтобы дорожить мудростью, бояться бога, довольствоваться своей женой и не искать других и т. д. В книге Ионы привлекает внимание довольно широко известная легенда о том, как этот пророк во время морского путешествия был проглочен китом и как бог приказал киту выплюнуть Иону на сушу, что тот и сделал.

В общем свод библейских книг, вместе взятых, представляет собой весьма пеструю картину большого разнообразия литературных форм и жанров: историческая хроника, своего рода кодекс законов, бытовая повесть, новелла, огромное количество отдельных мифов, поэма лирическая или нравоучительная, лирическое или нравоучительное стихотворение, песня похоронная, победная или походная, хвалебный гимн, наконец, сатира. В подавляющем большинстве случаев все эти литературные формы насыщены в Библии религиозным содержанием. Подчеркиваем - в подавляющем большинстве случаев, ибо, как мы уже выше показали, в Библии есть целые произведения, в которых религиозное мировоззрение по существу не чувствуется, а ссылки на бога выглядят каким-то внешним и формальным привеском.

К тому же и сама религиозная идеология, пронизывающая Библию, отнюдь не едина. В различных библейских произведениях обнаруживаются следы самых многообразных форм и видов религиозных верований. Ни иудейская ни христианская религии не могут целиком принять все содержание Библии как оно есть, от книги Бытия до Откровения Иоанна Богослова. Многие места Библии должны подвергаться богословами этих религий самым хитроумным истолкованиям, чтобы каким-то образом сохранить видимость их соответствия христианскому или иудейскому вероучению. Это происходит потому, что на самом деле в Библии содержится большое количество следов не только дохристианских, но и доиудейских религий, вплоть до самых первобытных, самых примитивных культов. В ней можно найти обоснование любого религиозного культа и вероучения, начиная с первобытной магии и кончая абстрактным философско-идеалистическим учением о боге-слове («логосе»).

Разнообразие форм и содержания, наблюдаемое в Библии, свидетельствует о том, что это не единое произведение, насыщенное одним «божественным духом, а совокупность большого количества отдельных произведений, создававшихся разными людьми, притом не в одно время, а на протяжении огромного исторического периода. В течение этого времени менялись условия общественного бытия людей. В Библии отразились условия жизни людей разных эпох и даже разных народов, как материальные условия, так и идеология, в частности религиозные верования. Менялись условия жизни, менялись соответственно и верования людей, непрестанно появлялись новые напластования в религиозной идеологии, которые оседали в произведениях, вошедших впоследствии в библейский канон. Как это происходило в конкретной исторической действительности, мы рассмотрим в главе, посвященной истории Библии.

Прежде чем заняться освещением самой истории Библии, мы считаем целесообразным ознакомить читателя с тем, каким образом была исследована эта история, иначе сказать, с основными моментами самой истории научного исследования библейских книг.