Противоречивость библейских текстов

Внутренние противоречия в Ветхом Завете

Противоречия начинаются в Ветхом Завете с самого сказания о сотворении мира и человека. Бог, сообщается в Библии, создал сначала животных, потом - человека, и все это было сделано в один день - в шестой день творения(См. Бытие, гл. I, ст. 24-27.). А в следующей же главе рассказывается другая история. Уж после создания человека, после его поселения в саду Едемском, после того, как ему было запрещено есть плоды с древа познания добра и зла, вспомнил бог, что «не хорошо быть человеку одному», и решил: «сотворим ему помощника, соответственного ему»(Там же, гл. II, ст.18.). И уже затем произошло следующее: «Господь бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему»(Бытие, гл. II, ст.19-20.).

Противоречие явное. Конечно, в данном случае оба библейских рассказа неистинны, ибо никакого сотворения богом человека и животных никогда не было вообще и не могло быть. Но даже человек, верующий в такое сотворение, должен признать, что по меньшей мере один из двух рассказов ложен.

В первой главе книги Бытия говорится, что мужчина и женщина созданы богом одновременно, притом в виде обоеполого существа: «И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»(Там же, гл. I, ст.27.). А в следующей главе(См. там же, гл. II, ст.7-23.) подробно рассказывает о том, как бог сотворил женщину спустя длительное время после сотворения мужчины, как он усыпил Адама, взял у него ребро и т. д.

Еще более непоследовательно сказание о всемирном потопе. Бог велел Ною взять с собой в ковчег животных всех существующих видов: «Введи также в ковчег… из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут»(Там же, гл. VI, ст.19.). И еще раз подчеркивается: «Из всех по паре войдут к тебе». А через десять строчек говорится о новом распоряжении бога: «И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского»(Там же, гл. VII, ст.2.). По одной паре или по семи пар приказано было взять Ною?

Такая же картина получается со сроком, в течение которого происходил потоп. В одном случае говорится, что дождь лил 150 дней, в другом - что это продолжалось только 40 дней. В одном случае говорится, что вода убывала пять с половиной месяцев, в другом - 21 день.

Широко известна легенда о том, как юноша Давид убил филистимского богатыря Голиафа. И менее известно то обстоятельство, что в другом месте Библии убийство Голиафа приписывается совсем не Давиду. Приведем это место: «Тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефинянина, у которого древко копья было, как навой к ткачей»(II книга Царств, гл. XXI, ст.19.). Может быть, это какой-нибудь другой Голиаф? Нет, все приметы совпадают: «Голиаф из Гефа» (т. е. гефянин. - И.К.), «древко копья его, как навой у ткачей»(I книга Царств, гл. XVII, ст. 4, 7.). Понятно, что и Давид и Елханан не могли убить одного и того же человека, значит по меньшей мере, в одном из этих двух случаев в Библии говорится неправда.

Интересно, что в другой «исторической» книге Ветхого Завета Паралипоменоне видна попытка как-то устранить противоречие между двумя свидетельствами книги Царств. В ней говорится, что «Елханам, Сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, у которого древко копья было, как навой у ткачей»(I книга Паралипоменон, гл. XX, ст.5.). Здесь уже налицо третья версия одного и того же события. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что такое имя как Лахми, больше нигде не встречается; видимо, его не было у семитических народов Палестины. Похоже на то, что автор Паралипоменона, стараясь спасти версию о геройском подвиге Давида, придумал для Елханана (он называет его Елханамом) другого противника и назвал его первым попавшимся словом.

Царь Давид воевал с царем сувским Адраазаром. Об исходе этой войны рассказывается во II книге Царств и I книге Паралипоменона. Но в первом рассказе сообщается, что «взял Давид у него тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч человек пеших»(II книга Царств, гл. VIII, ст.4). Во втором случае сказано: «И взял Давид у него тысячу колесниц, семь тысяч всадников и двадцать тысяч пеших»(I книга Паралипоменон, гл. XVIII, ст.4.). Всадников, значит, было взято 1700 или 7 тысяч?

Противоречива история о том, как царь Давид производил перепись населения. В одном случае говорится, что побудил его к этому бог(См. II книгу Царств, гл. XXIV, ст.1.), во втором - что это совершил не кто иной, как сатана(См. I книгу Паралипоменон, гл. XXI, ст.1.). То, что Давид, проведя перепись, совершил страшный грех, ясно из II книги Царств, где рассказывается о том, как бог наказал за этот грех его подданных. Но в следующей же книге Царств категорически заявляется: «Давид делал угодное перед очами господа и не отступал от всего того, что он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином»(III книга Царств, гл. XV, ст.5.). Выходит, что с переписью Давид никакого греха не совершил? А за что же было богом истреблено 70 тысяч человек?

У иудейского царя Саула, говорится в Библии, была дочь Мелхола. «И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее»(II книга Царств, гл. VI, ст.23.). А немного дальше, в той же книге Царств, говорится о «пяти сыновьях Мелхолы, дочери Сауловой, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия»(Там же, гл. XXI, ст.8.).

Знаменитые десять заповедей существуют в Библии в двух разных случаях. Первые две заповеди совпадают в обоих вариантах. О третьей же заповеди в одном случае говорится: «не произноси имени господа бога твоего напрасно»(Исход, гл. XX, ст.7.), в другом - «праздник опресноков соблюдай(Там же, гл. XXXIV, ст.18). Четвертая заповедь совпадает в обоих вариантах. Пятая опять дается по-разному: в первом случае: «почитай отца твоего и мать твою»(Там же, гл. XX, ст.12.), во втором речь идет о посвящении седмиц, праздника начала жатвы и праздника собирания плодов(См. там же, гл. XXXIV, ст.19-22.). Шестая заповедь в первом варианте - знаменитое «не убивай»(Там же, гл. XX, ст.13.), во втором - «три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице владыки, господа бога израилева»(Там же, гл. XXXIV, ст.23.). Так же различны все остальные заповеди в этих двух вариантах. Например, десятая заповедь в первом варианте гласит: «не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»(Там же, гл. XX, ст.17.). Во втором же варианте вдруг появляется нечто довольно неожиданное: «не вари козленка в молоке матери его»(Там же, гл. XXXIV, ст.26.).

Может быть, в одном случае мы имеем дело с заповедями, а в другом просто с каким-нибудь указанием бога людям, ведь в Библии много раз повествуется о таких назидательных беседах бога с людьми? Нет, в обоих случаях речь идет о письменах, которые, как говорится в Библии, бог высек на каменных скрижалях, сделанных Моисеем. Первые скрижали, как мы знаем, Моисей разбил в гневе на евреев за то, что они поклонились золотому тельцу. Тогда бог сказал Моисею: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и я напишу на сих скрижалях, которые ты разбил»(исход, гл. XXXIV, ст.1.). Но слова-то оказались совсем не прежние! Какие же заповеди надо считать входящими в знаменитый десяток - первые или вторые?