Жестокость как принцип

Жестокий бог Яхве, истребляющий людей десятками тысяч, требует и от верующих в него такой же жестокости. Характерны наказания, которые от имени бога устанавливает Второзаконие за преступление против божественных установлений. Если кто-нибудь поклонится «солнцу или луне или всему воинству небесному», то «выведи мужчину того или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти»(Второзаконие, гл. XVII, ст. 3, 5.). Такой же участи требует Второзаконие для того «кто поступит так дерзко, что не послушает священника»(Там же, ст.12.). Если вышедшая замуж девушка оказалась не девственной, то «отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти»(Там же, гл. XXII, ст.21.). Смертная казнь полагается за непослушание в отношении к родителям: «Если у кого, - говорится во Второзаконии, будет сын буйный или непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их; то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего… И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города пусть побьют его камнями до смерти»(Там же, гл. XXI, ст.18-21).

Даже за нарушение субботнего отдыха полагается смертная казнь. В Библии рассказывается о случае, когда в пустыне был обнаружен человек, собиравший дрова в субботу. Он был взят под стражу, и сначала не знали, что с ним делать. Но бог рассеял все сомнения, сказав Моисею: «Должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана». Так учит библейский бог людей человеколюбию и исполнению заповеди «не убивай»…

Когда ведешь войну, говорится во Второзаконии, убивай без разбора всех мужчин вражеского лагеря, «только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе»; но только в том случае, если противник твой живет далеко, «а в городах сих народов, которых господь, бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души»(Второзаконие, гл. XX, ст. 14, 16.).

Божьи избранники и любимцы, включая таких, как Моисей, Давид, ветхозаветные пророки, верно следуют, как рассказывается о них в Библии, божьим требованиям неукротимой жестокости.

Еще в период странствования по пустыне избранный богом народ покорно выполнял его требование поголовного истребления всех, с кем оказывался в состоянии войны. Одержали, например, победу над Огом, царем Васанским, «и поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не осталось (живого), и овладели землею его»(Там же, гл. XXI, ст.35.). Когда же они под предводительством Иисуса Навина прибыли в Ханаан и стали завоевывать эту землю, поголовное истребление всего населения страны рассматривалось буквально как непременное требование бога Яхве.

Вот характерная формула из книги Иисуса Навина: «…Взял Иисус Макед, и поразил (его) мечом и царя его, и предал заклятию их и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто бы уцелел»(Книга Иисуса Навина, гл. X, ст.28.). Это стандартная формула - она применяется потом во многих случаях. Победили Ливну, «и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что {находилось} в ней»(Там же, ст.30.). То же сделано и с Лахисом, и с Газером, и с Еглоном, и с Хеброном, и с Давиром. В заключение «священная» книга подводит итог: «И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места, и землю, лежащую у гор, и всех царей их; никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел господь, бог израилев»(Там же, ст.40.).

Исторические факты говорят о том, что изображенная выше картина неверна по существу. Когда древние евреи обосновались в Палестине, они не истребили все население, а нашли формы мирного сожительства с ним. Но нельзя не отметить, что Библия приведенными выше легендами пропагандирует идеологию человекоистребления.

Библейские «праведники» ведут себя часто как вероломные и кровожадные убийцы. В Ветхом Завете рассказывается, например, любопытная историйка о сыновьях праотца Иакова. Однажды сестра их Дина встретилась с юношей чужого племени из города Сихем; имя юноши было тоже Сихем. Он, как рассказывается в Библии, «сделал ей насилие». Юноша горячо полюбил девушку: «И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу, и говорил по сердцу девицы». Отец Сихем Еммор пришел к Иакову и сделал как ему, так и сыновьям такое предложение: «Сихем, сын мой, прилепился душою к дочери вашей; дайте же ее в жену ему. Породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе. И живите с нами; земля сия пред вами, живите и промышляйте на ней, и приобретайте ее во владение». Не менее дружественно и добропорядочно вел себя и сам претендент на руку Дины. Он сказал Иакову и его сыновьям: «Только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне. Назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне: только отдайте мне девицу в жены». Сыновья Иакова, по видимости, пошли на соглашение, они только потребовали того, чтобы все мужчины города Сихем совершили обряд обрезания. Те простодушно согласились. А «на третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом»(Бытие, гл. XXXIV.). Справедливости ради следует сказать, что Иаков не одобрил этого поступка своих сыновей, но отнюдь не из моральных соображений, а из боязни мести со стороны «жителей сей земли». Что же касается самого Ветхого Завета, то ни тени осуждения гнусному поступку сыновей Иакова в нем не содержится, а общий тон всего повествования вполне сочувственный в отношении виновников массового истребления.