Вдохновенные

Слово «наби», которое переводится в Септуагинте[52] как «пророк», обозначает человека, охваченного божественным вдохновением, под влиянием которого он говорит и действует в соответствии с проявляющимся в нем в этот момент состоянием. Слово «наби» — пассивная форма глагола, который означает «быть вдохновленным» и который можно сблизить с арабскими корнями, имеющими сходное значение: «пробуждаться от сна», «вещать», «сообщать новость», и аккадскими «набу» (кричать, звать и быть призываемым). Эти значения более точны, чем толкование Септуагинты. «Наби» — не пророк, предсказывающий будущее, это, скорее, осененный благодатью, вдохновленный близким контактом с Богом человек. «Наби» может находиться во власти лжи, пребывать в непосредственной близости от Ваала или Астарты, а не от Господа Элохима.

Но подлинно вдохновенный человек послан Господом, чтобы воспитывать народ, оказывать на него влияние: он неустанно проповедует живущую в нем истину. Библия описывает вдохновенных, которые окружают Самуила, появляются рядом с Илией и Елисеем.

Вдохновенный — это тот, кто созерцает, кто видит, «хозе», «рое». Самые древние вдохновенные — это ясновидящие. Многие тексты описывают вдохновенного в состоянии созерцания видения, иногда даже слова. Сила вдохновенного такова, что возможно не только созерцание слова, но даже, как это случилось с евреями на Синае, голосов. Созерцание иногда дает возможность увидеть Господа Элохима, который в принципе невидим.