Амос

Амос, человек из Фекои, привносит новую струю в пророческое движение Израиля вместе со своими современниками Осией и Исайей. «Пророки-писатели» этой эпохи воспринимают себя как последователей ясновидцев и чудотворцев. Действительно, они наследуют их социальный статус в отношении противодействия официальной власти. Они с течением времени становятся носителями образованности. Они перестают быть предсказателями будущего и вершителями чудес. Теперь они от имени Бога критикуют недостатки общественного устройства. Они обличают преступления и несправедливости, высказывают свое мнение по актуальным вопросам в надежде увидеть однажды народ, человечество, царя в согласии с волей Господа. Эта эсхатологическая перспектива движет в их представлении историей человечества, стремящегося к новым небесам, новой земле, новому человеку.

Амос, первый из пророков-писателей, воспринимает Господа Элохима как Бога всех народов: Израиль для него не более значим, чем другие народы, и, если он и является избранным, это лишь усиливает его духовную ответственность перед всем человечеством. Амос — это подвижник, «нокед>», человек глубокой культуры. Его стилистика свидетельствует о всеобъемлющем знании религиозных реалий, политики, литературы своего времени: он не стесняется как истинный художник ввести в свое повествование автобиографические детали. Это оратор и поэт. Как и Иеремия, этот мастер слова внес свой неоценимый вклад в литературу своего времени. Однако он не только литератор — его мысль направлена против социального беззакония: он осуждает эксплуатацию бедных, угнетение слабых, преступления власть предержащих, несправедливости богачей. Корни зла он видит в самой природе человека, гордыне, лжи, расцветающей от жажды власти, питающейся иллюзией политического и военного могущества. Бог требует не столько ученых размышлений, сколько всеобъемлющей справедливости. День триумфа Элохима — это не только день спасения Израиля, это тотальная победа над беззаконием. Он судит современное ему общество, исходя из этой потребности в установлении всеобъемлющего справедливого миропорядка. Преступления должны быть наказаны: кара может прийти в результате естественного катаклизма или нападения врагов. Тридцать лет спустя столица северного царства падет под ударами ассирийцев: придет час разрушения и изгнания, предсказанный вдохновенным.