Литургии Израиля

Обожать Господа на иврите означает ему служить. Это значит быть Его рабом, падать перед Ним ниц. Израильские праздники — это «встречи» с Господом. Святилища воздвигаются там, где издавна совершались ритуальные жертвоприношения, сопровождаемые процедурами очищения, возлияния, подношения масла, благословения. В эпоху Моисея ритуал исповеди сопровождается жертвой и вкушением святой пищи. Теофаниям предшествует ритуал причастия. Старинные патриархальные обычаи служат новым законам. В то время как Моисей общается с Богом, толпы народа ожидают у входа в шатер и люди, молясь, падают на колени.

С момента завоевания все более значимыми становятся тенденции синкретизма. Хананейские святилища служат культу евреев. Каждый город, каждая деревня надеются обрести свое собственное культовое место. Языческие обряды смешиваются с монотеистическими обычаями в литургиях под пристальным вниманием пророков-провидцев.

С приходом монархии приходит конец эпохи кочевания, становятся постоянными и места литургии. Ежегодно празднуют пять больших праздников. Псалмы становятся все более популярными молитвами. Жертвы, приношения даров, вокальная и инструментальная музыка, ритуальные танцы притягивают большие толпы народа в Иерусалим, источник Торы и Слова Господа. Пророки провозглашают волю Господа, проклинают правонарушения, осуждают священную проституцию, недостаточную чистоту душ, требуют подлинного покаяния при жертвоприношениях. Они предпочитают справедливость и милосердие внешним проявлениям веры, таким, как соблюдение субботы, паломничества. Если сердце нечисто, напрасно падать перед Господом на колени. Они проклинают не только идолопоклонство — но лживое обожание Господа Элохима.