Имена Бога

Бога воспринимают под определенным именем. Еврей каждый день слышит имена богов других наций: их пантеон наполнен идолами, как звездное небо — звездами. Главные боги хананеев — Астарта и ее муж Эль, дальние предки Элохима евреев. Вместе со своим сыном Ваалом они являются богами небес и жизни, как Гад и бог удачи и плодородия Дагон. У хананеев, как и у арамеев, ассирийцев, вавилонян, были сотни других божеств, которым они поклонялись чуть ли не у каждого дерева, куста, источника: Эль, Ашима, Ваал, Ванан, Ашур, Иштар, Вел, Мардук конфликтовали с богами Египта Амоном, Акером, Ра. Имена богов более далеких народов, хеттов, арабов, персов, не говоря о греках и римлянах, звучат для евреев своеобразным проклятием, поскольку они преданы своему единственному Богу.

Его имя Господь Элохим. Еврей видит в нем источник жизни: он — Бог «биологический». Слово «Элохим» в первую очередь связано с идеей жизненной силы: корень этого слова имеет значение могущества, верховной воли и даже может обозначать языческих божеств. Существительное может быть на иврите во множественном числе и используется для обозначения идолов, но евреи предпочитают единственное, поскольку их Бог един. Он может также обозначаться как Элоха, присутствующий в каждое мгновение жизни. Еще более точное имя — Яхве — повторяется 6823 раза в Библии. Вне Библии имя Яхве встречается в надписях, найденных в Лакише и на камне Меша, царя Моава. Эль — также одно из божеств языческого пантеона, но Яхве — исключительно имя Бога Израиля, того, который явился Моисею.

В Библии сказано, что Яхве — тот, кто был, есть и будет, абсолют. В царскую эпоху имя писалось именно так. Позднее возникла другая форма «Эхие», «я буду», что явилось своего рода мантрой, открывшейся Моисею. Фраза «Эхие ашер эхие» — «Я Сущий» — отражает мысль о трансцендентности Бога, его положении вне пространства и времени и сохранении им неизменной своей сущности. Евреи используют также уменьшительно от Яхве — «Ях». В этой форме имя Бога входит в огромное число имен и слов.

Слово «Адонаи» — множественное число от «Адон» — предположительно происходит из выражения «Адонаи Элохим». В разговорном языке слово «Адонаи», редко используемое в Библии, в конечном счете было заменено именем YHWH, Яхве, а также Элион, верховный, или Эль Шаддаи, Бог всяческого плодородия.

Слово «Саваоф» — означает, с одной стороны, Бога небесного воинства, с другой — Бога многообразия всего земного и ангельского. Бог един, но его обозначения в устах евреев многообразны: он святой Израиля, твердыня, ведущий Иакова, страх Исаака. Во всех случаях Он — Тот, с кем человек может постоянно общаться, кого может спросить, с кем поговорить, который отвечает.

Эта многочисленные имена обозначают в сознании человека Библии одну и ту же реальность. Но это не значит, что они абсолютно равнозначны. В некоторых текстах Пятикнижия по преимуществу употребляется слово «Элохим», в некоторых — «Яхве»: отсюда гипотеза о разном авторстве соответствующих фрагментов. Эти теории, которые занимали критику XIX — начала XX века, были поставлены под сомнение археологическими исследованиями, которые показали, что сосуществование различных наименований одного божества вообще характерно для литературы народов Древнего Востока и отвечает другим критериям. Называя Бога так или иначе, евреи вкладывают в текст определенный оттенок смысла: так, в рассказе о принесении в жертву Исаака используется имя Элохим, чтобы указать на суровость Бога. Яхве — имя, связанное с представлением о благости, великодушии.