Царь

На протяжении 445 лет царского периода, с 1031 по 586 год, повседневная жизнь евреев была сосредоточена вокруг личности и действий царя. Он представляет в глазах евреев избранника Божия, его мессию. Его считают сыном Господа, избранным им, чтобы править своим народом, быть его вожатым, его пастырем. Они видят в нем слугу Господа, посланника, в котором живо Его присутствие, защитника и благодетеля. Судьба народа тесно переплетена с судьбой царя, который несет ему свет, который его ведет, печется о его благе, сострадает ему в несчастье.

Для Иоиля царь — сын Божий, бен Элохим. Идея божественного происхождения царя глубоко укоренена в народах-соседях Израиля, в Египте, в Месопотамии, у хананеев и хеттов, которые видят в своем царе наместника Бога на земле. Но Иоиль хорошо знает историю своего народа: царская власть существовала не всегда. Она не только не является проявлением естественного миропорядка, она была установлена против воли пророка Самуила и против замысла Господня. Народ хотел лишь «походить на другие народы». Именно поэтому он обратился к Самуилу с просьбой назвать ему его царя — Саула.

Укрепленная Давидом и Соломоном царская власть не имела и не могла иметь в сакральной вселенной евреев мирского характера. Царь подчеркивает священное качество своего положения ежегодным присутствием в Храме на церемонии, посвященной царскому культу. Кроме того, он не должен забывать, что он человек, подчиняться установлениям Торы, не умножая ни жен, ни лошадей.

Царская власть покоится, таким образом, на союзе, который объединяет царя с Богом, перед которым он несет ответственность, а также со своим народом. Если он проявит неверность по отношению к этому двойному союзу, на него и его династию падет суровая кара. Царь должен быть всецело сопричастен культу: он приносит жертвы и курит фимиам. Храмы Господа в Иерусалиме — жилище Господа. Царский дворец связан переходом с Храмом, который Господь одаривает подношениями и жертвами. Он там полноправный господин и может отдавать любые приказания, хотя не является главным священником.

Один из самых главных атрибутов царя — справедливый суд: во сне Соломон просит сначала Господа даровать ему внимательное сердце, чтобы праведно судить народ, по отношению к котор всегда остается защитником слабых, угнетенных, вдов и сирот.

Царская власть передается по наследству. Этот принцип неизменно уважался на протяжении 445 лет монархии в Иудее: все ее цари принадлежат к династии Давида. Север, постоянно сотрясаемый дворцовыми переворотами, не был так стабилен, но здесь, как и на Ближнем Востоке, власть без помех переходила от отца к сыну. В случае свержения династии новый царь, стремясь к обеспечению своей безопасности, истреблял, как правило, всю семью своего предшественника.

Инвеститура была одновременно политическим и религиозным актом. Она заключала в себе два решающих момента: помазание и возведение в сан. Церемония проходила с исключительной торжественностью и пышностью, призванной подчеркнуть величие нового монарха. Помазание совершалось верховным священником, превращая царя в мессию Всевышнего. Народ кричал: «Да здравствует царь!», признавая тем самым его власть, звучал «шофар» и пелись псалмы, приличествующие моменту интронизации.

Символами царской власти являлись трон, корона и «Едут», свидетельство, которое, вероятно, было письменным документом. Возможно, он содержал «закон царя» и описывал обстоятельства коронации. Законы, касающиеся управления государством, кратки: царь должен быть израильтянином, а не иностранцем, он не должен иметь ни много жен, ни много лошадей, ни много золота, ни много серебра. Он должен произнести эти строки Торы перед священниками. Закон ничего не говорит о правах царя, указывая лишь на эти ограничения. Права, вероятно, были абсолютны: пророки восстают против ставших обычными злоупотреблений монархов в отношении повинностей, мобилизации и налогов. Царь призывал молодых людей на службу в армию, во дворец, для выполнения различного рода работ. Он имел также право изымать часть дохода, раздавать владения министрам и евнухам, брать рабов, слуг и животных своих сограждан для своих нужд и нужд своей администрации, когда ему заблагорассудится. Мятеж против царя был преступлением, наказываемым смертью: мятежника и его сообщников казнили незамедлительно. Только цари имели право быть похороненными в стенах Иерусалима.