Земля и ее значение

Слово «абодах» обозначает одновременно службу, связанную с работами на земле, и службу в храме, посвященном культу Яхве. Ритм повседневной жизни, религиозные праздники определялись сезонным календарем. Крестьянин и его семья прославляли жатвы, сбор винограда и оливок. После сбора винограда праздновали свадьбы, и невесты шли танцевать в виноградники.

Библия немногословна относительно устройства садового хозяйства, выращивания цветов, в ней упомянуто всего два цветка: нарцисс и лилия, они появляются в Песни Песней. Значимость работы на земле подчеркивается тремя религиозными праздниками: Пасха, которая приходится на начало сборки ячменя, Пятидесятница — на сбор фруктов и зерновых, Праздник Кущей[39], или Праздник сбора плодов, — на конец годового сельскохозяйственного цикла.

Работа на земле в Библии дело мужское: земля плодородна или нища в зависимости от прилагаемых работниками усилий. Она описывается как живое существо, солидарное с теми, кого она кормит.

Если они окажутся недостойными, то она воспротивится и не даст доброго урожая. Если «небо из бронзы, а земля налита свинцом» — значит, люди совершили преступление против ее божественного происхождения. Высшая кара — превращение земли в пустыню. Граница, которая разделяет плодородную землю от пустыни, — это знак благословения или проклятия, жизни или смерти.

Человек и земля составляют также определенную общность: подобно тому, как мужчина оплодотворяет женщину, человек оплодотворяет землю. Это очень тесные и многообразные взаимоотношения. Если человек действует правильно, он увековечивает свое присутствие на земле; если он оскверняет эти отношения, земля отвергает его. От человека зависит, станет ли земля раем или адом.