Земля Господня

Общность человек-земля должна сообразовываться с волей Господа Израиля, Яхве. Поскольку земля предков для человека Библии — это прежде всего земля Яхве, Элохима, место, которое он выбрал для своего явления и пребывания. Человек должен проявлять заботу о земле, давая ей отдых каждый седьмой день. Он должен также отдать земле первый урожай фруктовых деревьев, края полей, которые владельцам полагается не сжинать, — бедняки этим могут воспользоваться.

Понятие собственности так же свято, как понятие о Боге и земле. Господь единственный является творцом всего сущего. Человек использует землю для своих нужд. Передача земли осуществляется согласно строгим законам и никогда не бывает безвозвратной. Существует принцип неотчуждаемости земель рода: право выкупа дано клану на юбилей, каждый сорок девятый год могут аннулироваться все земельные сделки. Эти законы в определенном смысле освобождали евреев: субботняя скидка, юбилейное восстановление прав на собственность, десятина, запрещение ссуды под проценты — все это ограничения частной собственности. Библейское общество можно, таким образом, в отличие от общества потребления определить как общество жертвоприношения.

Еврей воспринимает свою землю как вселенную и восторженно любит ее. Как мог он сомневаться, вернувшись из Египта или Месопотамии через бесплодные пустыни, что его земля избрана Богом? Вот пустошь, которая его встречает сначала буйством растений и разнообразных запахов: дрока, мирта, каперса, полевой горчицы, чечевицы, иссопа, ромашки, вербены, тмина, укропа. Растений, предназначенных для изготовления восточных пряностей, цветов: жасмина, лилии, всех полевых цветов Библии, не названных по имени, девственных лесов, полей и облагороженных горных равнин. Великолепие природы особенно впечатляет по берегам Мертвого моря. Дерево, цветок, лазурь постоянно присутствуют в воображении евреев. Чтобы назвать эту землю, так тяжело завоеванную и с таким трудом обработанную, существует огромное количество названий: Земля обетованная, Земля Завета, Священная земля, земля Иудеи или просто Земля. Так одним словом еврей выражает значение ставшей родной страны. Ее плодородие воспринимается как чудо, как дар Господа.

Он знает, что растения и деревья живут собственной жизнью, которую он не вправе нарушать. Закон запрещает рубить фруктовые деревья. Человек настолько тесно связан с землей, что Второзаконие отождествляет его с одиноким деревом.