Суббота и праздники

Ритм еврейской трудовой недели нарушается субботой: седьмым днем недели. Обычай в этот день отдыхать идет из глубины веков — это день, когда Создатель завершил творение по истечении шести дней работы. Уважение к субботнему отдыху отразилось в Торе и Книгах пророков: его проповедуют священники и левиты, которые в нем видят залог верности миропорядку, установленному Господом для своего народа. Важность субботы должна была вырасти после пленения, когда было укреплено и усовершенствовано законодательство.

Суббота заняла исключительно важное место в жизни евреев и стала праздником Израиля. Она является знаком завета и послушания Богу и Торе. Закон повелевает уподобиться Богу, который посвятил седьмой день отдыху от трудов по сотворению мира. Этот день имеет социальное и космическое значение, напоминает о египетском рабстве и освобождении. Отдых в субботний день поэтому приобретает метафизический смысл.

Седьмой день посвящен радости во Господе, принесению жертв, воспитанию народа, проповедям священников. Все виды работ в этот день прекращаются: еврей и иностранец, гражданин и метек, животные, сама природа подчиняются этому установлению.

Приход нового месяца отмечается специальными жертвами, дарами и возлияниями. Это народный праздник, корни которого уходят в глубокую древность: на новую луну царь Саул организует трапезу, которая имеет сакральный характер, поскольку присутствовать на ней можно, лишь будучи чистым. Всеобщей радостью с хананейских времен встречается день прихода новой луны.

Литургический год евреев отмечен тремя великими путешествиями: на Пасху, «Пессах», на Пятидесятницу, «Шабуот», и на Праздник Кущей, «Суккот».

Пасха знаменует исход из Египта и события, связанные с освобождением народа. Царь Соломон лично осуществляет службу в Иерусалимском храме по случаю еврейской Пасхи, на которую принято приносить в жертву пасхального ягненка. На протяжении шести дней едят пресные хлебцы, вспоминая время египетского рабства. Начиная с момента основания Иерусалимского храма этот праздник вызывает приток народа со всех концов страны — толпы стекаются в столицу, чтобы принести жертвы в честь Господа, освободителя и царя. Эти тенденции усиливаются с укреплением монархии. Этот праздник дополняет собственно Пасху, семейное торжество, во время которого глава каждой семьи восседает в своем доме, подобно тому, как некогда судьи в своих шатрах, и напоминает домашним о великих делах Господа, который побеждает врагов и освобождает свой народ.

Пятидесятница, «Шабуот», празднуется семь недель спустя после Пасхи: это праздник первых плодов и сбора урожая, день особых жертв, возлияний. Сельскохозяйственное значение здесь переплелось с прославлением Израиля. Этот праздник стал в сознании народа знамением дара Торы на Синае и обновления завета.

«Суккот», Праздник Кущей, отмечается в начале осени, во время сбора урожая, на пятнадцатый день седьмого месяца. Он длится неделю и включает восьмой день закрытия,

«Шемини астерет». Он также связан с радостью плодородия земли. В садах строят хижины, которые напоминают те, которыми пользуются крестьяне в момент сбора фруктов. Но и этот земной праздник тесно связан с прославлением Господа: он напоминает о блужданиях народа в пустыне. Так устанавливается логическая связь между тремя паломничествами израильского года: исход из Египта, дар Господом Торы и, наконец, блуждания в пустыне перед тем, как обосноваться на Святой земле.

К этим трем праздникам необходимо прибавить еще два великих торжества. «Рош Хашана» — седьмой день новых лун, седьмой день года. «Йом Хакипурим» — день искупления включает по истечении десяти дней великую субботу года — суровый пост, который предвосхищает Суд Господень.

Истоки этих праздников обсуждаются. После периода плена они приобретают очень большое значение, дополняя еврейский литургический год, в котором, таким образом, отмечаются суббота, новый месяц и три великих праздника — национальных, исторических и сельскохозяйственных: Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей, связанные с паломничеством в Иерусалим; и два праздника чисто религиозные — День Года и День Искупления.

Закон предусматривает только один день поста в году, день Киппур, но люди охотно соблюдают дополнительные посты из стремления к аскезе.