Свадьба

В Библии нет слова для обозначения одинокого: состояние брака — это норма. Иеремия может получить приказ не жениться и не иметь детей, чтобы всецело посвятить себя пророческой миссии: его случай, очевидно, единственный. Обычно мужчина женится. Романтическая любовь известна у евреев с зари их истории. Страсть Авраама и Сары, Иакова и Рахили, жены Потифара к Иосифу, Сихема и Дины, Самсона и Далилы, Давида и Вирсавии, Ависага и Адонии, Амнона и Фамари, Ровоама и Маахи, Суламифи и ее возлюбленного — их истории переданы с патетикой и яркостью, которые пронесли непосредственность чувств через века.

Свадьба важна, поскольку брак заключается, чтобы продолжить род, и придает статус женщине, которая переходит в результате в клан мужа: из одной семьи в другую. Невеста становится собственностью мужа, который является ее господином, «баал». Брак у евреев полигамен и предусматривает, кроме законных жен, существование наложниц, «пилагшот». Изначально это были, вероятно, чужеземки, но позднее наложницами становились и еврейки. Их покупали или брали в плен. Они принадлежали к семье, и их хозяева поддерживали с ними сексуальные отношения.

Как в большинстве обществ, где полигамия была легальной, довольно большое количество семей было моногамным. Полигамия была уделом небольшого числа богатых вельмож: она свидетельствовала о мужской силе и политической власти. Отец жены мог ограничить контрактом число жен, которых он позволял завести своему будущему зятю.

Выбор жены определялся строгой традицией. Это в равной мере дело мужчины и его семьи. В эпоху кочевания брак было эндогамным: жена выбиралась внутри клана или племени; иногда это могла быть неродная сестра своего мужа по линии отца. Цель этой практики состояла в том, чтобы сохранить женщину для клана, которому она принадлежала по рождению. Но еврейская традиция знает также много запретов, связанных с браком такого типа между братьями и сестрами от одной матери. Как следствие, запрет распространился на сестер вообще, на дочку жены отца, тетку, свояченицу и т. д.

В эпоху кочевания и полуоседлости практиковался экзогамный брак и даже брак с иноземками, рабынями или женщин с необрезанными мужчинами, которые принимали обычай обрезания. И только с момента окончательного оседания на земле Ханаана в целях сохранения нации брак с иноземцами был законодательно запрещен. Однако эти запреты не всегда соблюдались. Во времена Ездры и Неемии евреи были обязаны расторгать брак с иноземками даже в том случае, когда имели от них детей. Закон запрещал также брак священника с блудницей или разведенной и первосвященника с вдовой: он мог жениться только на девственнице-еврейке.

Библейский закон делает различие между помолвкой, «ируссим», и браком, «ниссуим». Помолвка заключается после выплаты определенной суммы, «мохар», которая дает право жениху надеяться на свадьбу. Помолвка важна, поскольку определяет статус невесты в ее будущем доме в качестве жены или наложницы. После свадьбы отцу невесты выплачивается более значительная сумма, которая расценивается как залог или возмещение убытка клану в результате ухода женщины.

Свадьба всегда была поводом для праздника, который мог длиться семь дней. Церемония проходила публично. Никакого акта при этом не подписывалось, как это требовалось, например, законодательством Хаммурапи. Даже выплата приданого происходила без документального оформления, из рук в руки. В более позднюю эпоху подписывались документы, в которых фиксировались неустойки, которые надлежало выплатить женщине в случае развода. В остальном церемония оставалась исключительно устной и состояла в публичном провозглашении союза брачующихся и их кланов. Размер вознаграждения, которое выплачивал жених отцу будущей невесты, свидетельствовал о степени богатства и высоте положения семей. Сумма, отданная за невесту, определяла ее положение и ранг в гареме. Приданое невесты было, разумеется, объектом торга перед свадьбой. Цена девственницы определяется Второзаконием в 50 серебряных монет: невинность ценилась высоко. В том случае, если у жениха не было денег, он мог отработать стоимость невесты на службе у ее отца. Влюбленный Иаков должен был служить у Лавана четырнадцать лет, чтобы жениться на своей любимой Рахили после службы за нелюбимую Лию.

Церемония заключалась в шествии свадебного кортежа, банкете и венчании. После трапезы одним из существенных моментов было установление невинности невесты: белье, испачканное кровью девственницы, было важным доказательством в случае судебных споров.

Рождение детей свидетельствовало об успешности брака. Ведь сам Господь оплодотворил Рахиль, Ревеку и Анну. В среднем в семье от одной женщины рождалось пятеро или шестеро детей, причем предпочитались сыновья. Герои часто рождаются в результате чуда от вмешательства самого Господа, как Исаак, Иаков и Исайя, Вениамин, Самуил, Самсон. Сон и молитва предшествуют приходу «посланника» и торжественному событию.

Незаконная связь, проституция, содомия, coitus interruptus, гомосексуальность, инцест, соитие с женщиной во время менструации строго воспрещаются законом. Для мужчины адюльтером считается связь с замужней женщиной. Связи со свободными женщинами и наложницами не возбраняются.

Блуд и адюльтер вызывают бесплодие не только женщины, но и земли. Их следствие — это голод: оскверненная таким образом страна должна отвергнуть преступный народ. Женский адюльтер и проституция — знаки неверности Израилю, обмана Бога и идолопоклонства. Женская измена — тяжкий грех, подлежащий суровому наказанию, однако женщина может всегда прибегнуть к суду Господа, чтобы доказать свою невиновность: она должна выпить горькую воду. Если она виновна, ее чрево вздуется, и она будет принародно обесчещена, что послужит примером другим. Добродетель определяет не только детородную способность, но и красоту и пол детей.