Магия и прорицание

Магия и способы предсказания будущего у евреев берут свое начало в культуре Египета и Месопотамии. Бытие и Исход свидетельствуют об официальном признании магии при дворе фараона. Даниил сопровождает нас при дворе Навуходоносора, окруженного священниками и прорицателями, к которым он обращается в поисках ключа к будущему.

У евреев языческие практики несколько стушевываются иод влиянием монотеизма: в законе Моисея находят отражение многие табу, несомненно унаследованные с незапамятного прошлого. Например, использование очистительной воды, которая возвращает чистоту человеку и вещам, оскверненным от контакта со смертью, для исцеления от заразы и различных болезней кожи и даже «домашней проказы».

Считается, что беременная женщина обладает сверхъестественной силой: ей приписывают способность изгонять дурной дух. Священники делают это ежедневно в храме: на алтаре курятся благовония, жарится жертвенное мясо, чтобы снискать благоволение небес и отогнать последствия ошибочных действий, смягчить несовершенство человеческой природы, ведущей к смерти и проклятию.

В жертвенных литургиях всегда используется кровь. «Кровь — это жизнь», — гласит мудрость евреев. Она течет с алтаря, стекает по его стенкам — совершается ритуальное омовение, которое должно обеспечить защиту Господом еврейского народа, как это случилось в Египте в час освобождения. Козел, посланный Азазелю, демону пустыни, уносит вместе с ним все грехи, которые Израиль доверяет Богу в День всепрощения. По-видимому, люди Библии не слишком различали обычай и магию: они переживали обряд как литургию, не умаляя притом значения ни того, ни другого.

Пророк Илия, следуя примеру Моисея, совершает те же обряды, что и маги Ваала, которые вызваны им для Божьего суда на гору Кармил, творит чудо исцеления ребенка. Повязки на глазах и руке, таблички черепицы на фронтонах домов с цитатами из Торы — все это следы языческой магии. Иерусалимские девушки носят амулеты вместе с украшениями, золотые колокольчики украшают одежды первосвященника — все это следы древних способов защиты от «дурного глаза».

Табличка, найденная в Сирии в Арслан-Таш, по дороге от Харана к Каркемишу, дает представление об амулетах VII века до Р.Х. Текст, написанный на блестящем библейском языке, осуждает демонов ночи женского пола. Считалось, что эти чудовища душат людей безлунными ночами прямо на их свадебном ложе: отсюда привычка жителей оставлять на ночь горящую масляную лампу. Текст, выгравированный на амулете, был расшифрован Г. Тур-Синаем: это один из первых примеров рифмованной поэзии на древнееврейском языке.

Чтобы доказать женскую измену, обращаются к магии. Большая часть табу, связанных с едой, также результат трансформации магических ритуалов в установления закона. Необходимо представлять себе магию народов Ближнего Востока, чтобы понять, например, запрет на употребление свинины, «козленка, пожаренного на молоке своей матери», или рыбы без плавников и чешуи.

Предсказательство было широко развито у евреев, которые, вероятно, слышали рассказы о дельфийских оракулах и которые хорошо знали о предсказательском искусстве, процветающем в Египте и Месопотамии. Колдуны гадали по внутренностям или печени жертвенных животных, по облакам и полету птиц. Они умели вызывать духов усопших и вопрошать их о грядущих событиях. Одним из способов было метание дротиков — на основании попаданий и промахов делался прогноз на будущее.

Закон, тем не менее, старался ограничить любые проявления магии. Все эти практики были по возможности объяснены и введены в рамки библейского монотеизма: маги и волшебники действовали согласно воле Господней и считались ее выразителями.