Медицина

Систематическое изучение библейской медицины началось лишь в XVII веке нашей эры. Термины «врач» и «медицина» имеют смысл, связанный со значением слова «выздоровление», «рофэ». Они повторяются 81 раз в Ветхом Завете и 83 раза в Новом. Целительством занимаются врачи, священники, кудесницы и иногда пророки. К этой же категории иногда относят тех, кто занимается бальзамированием, и колдунов.

Здоровье в первую очередь зависит от Господа. Это Он посылает болезнь, и Он дарует выздоровление через посредничество пророка. Здоровье можно возвратить молитвой. Иногда требуется действие: созерцая бронзовых змей, например, можно вылечиться от змеиного укуса. Соль, положенная в грязные воды, способна их очистить. Погружение в воду избавляет от проказы. Пророк может воскресить мертвеца. Очевидно, что рационалистическое объяснение этих «чудес» противоречит тому, во что беспрекословно верили люди Библии.

Они обладали медицинскими познаниями, которые позволяли им осуществлять действия, столь поражавшие их современников. Они были знакомы с анатомией. Имели представление об эмбрионе, матке, печени, костях и мускулах, которые описали с поразительной точностью — не все современные языки содержат достаточное количество терминов. Достаточно много слов, идентифицирующих психологические состояния. Древнееврейские медики знали о психосоматике сердца, почек, печени, изучили движение крови — в нашу эру эти знания распространились лишь приблизительно с 1628 года.

Иоиль отождествляет гигиену с чистотой перед Господом. Религиозный закон обязывает его не есть испорченного мяса, прислушиваться к малейшим проявлениям нездоровья в своем организме. Тело человека должно содержаться в чистоте. Армейские установления предписывали воину следить за чистотой при любых обстоятельствах. В сексуальных отношениях также предписывалось обязательное омовение, а отношения во время менструального периода у женщин строго воспрещались.

Библия упоминает 85 раз сердце как убежище жизни, чувства и мысли человека. Первая Книга Царств описывает с клинической точностью инфаркт Навала, мучения от нарушения кровообращения, от которых страдает старый царь Давид, или атеросклероз царя Асы, почечную недостаточность царя Иорама.

Ортопедия и хирургия развиты очень хорошо. Каждый младенец мужского пола в возрасте восьми дней переносит операцию обрезания. Сам Господь явил в себе величайшего хирурга, создав из ребра мужчины женщину. Хирурги Израиля умели лечить перелом руки или ноги так же хорошо, как наши современники. Это искусство было известно с III тысячелетия, как можно заключить по результатам анализа мумифицированных останков. Такие операции часто и с успехом осуществляли постоянно воевавшие египтяне. Нередко делалась трепанация — ее следы видны на черепах, которым более 3 тысяч лет.

Евреи знали о болезнях, причины которых были открыты лишь в наши дни: акромегалия, «саруа», удлинение членов тела, которое было описано в 1907 году Ж. Эрдхеймом, или эндокринные расстройства, которые вызывают опухоль тестикул, «меруах ашак». Много упоминаний о менструальном цикле, женских болезнях. Утробный плод с нежностью именуют плодом чрева.

Мы говорим о пяти чувствах и описываем их оттенки. Психические расстройства, депрессии, безумие упоминаются часто, но описаны неясно, так, что с точностью нельзя сказать, о какой именно нервной болезни идет речь. Кожные и венерические болезни описываются очень подробно.

Народ страшится эпидемий, войн и голода. Самые ужасные — эпидемии чумы, которые распространяются очень быстро. Древние знали, что самое верное средство в таких случаях — покинуть проклятый Господом город. Библия описывает также отравления и мучения от укусов ядовитых животных.

Мистика рождения поэтически претворена в стилистике Екклесиаста.

Евреи воспринимают душу и тело как живое единство: жизнь тем более явлена, чем явственнее благословение Господа. Болезнь ставит человека на грань смерти: выздоровление — это духовный феномен, который свидетельствует о единении человека с могуществом Господа. Самые тяжелые болезни вылечиваются в святилище.

Проказа, «сараа», подробно описывается в Левите. Поскольку болезнь вызвана «демоном», который овладевает душой, ослабленной от греха, нужно его прогнать. Как магические средства используются кедровое дерево, кошениль, майоран, проточная вода. Священники указывают, какие болезни вызваны недостойным поведением человека, и назначают лекарства для очищения и оздоровления. Чаще других в Библии упоминаются венерические болезни. Потому так строги правила гигиены тела, питания, сексуальных отношений. Все эти меры направлены также и на соблюдение религиозной чистоты. Конечно, первый врач — это сам Бог: врачи могут рекомендовать целебные травы, но излечить может только Господь или священники и пророки посредством своей связи с ним.