Библиографические примечания к разделу "Присутствие в мире"

Molland E. Opuscula Patristica. Oslo, 1969, p. 105.

Говоря словами Шекспира.

См.: Origene. Contra Celsum, III, 9.

По данному вопросу существуют специальные исследования, в частности: Juster J. Les Juifs dans l'Empire romain. Paris, 1914; Parkes J. The conflict of the Church and the Synagogue. London, 1934; Simon M. Verus Israel. Paris, 1964.

Didache, 11–12.

Рим. 16, 1–16.

Рим. 16, 7.

Liber Pontiflcalis, ed. Duchesne, p. 126.

Евсевий. Церковная история, III, 22; IV, 20.

См.: Juster J. Op. cit., p. 21.

Simon M. Verus Israel. Paris, 1964, pp. 125–126.

См., например: 1 Clem., 61, 1.

Simon M. Op. cit., p. 128.

Евсевий. Церковная история, IV, 6, 4.

Рим. 2, 17–24.

Следует быть в достаточной мере критичным при чтении работы Харнака Die Mission… pp. 6–23.

Имеется хорошая работа по данному вопросу: Bardy G. La question des langues dans l'Eglise ancienne. Paris, 1948, pp. 1–78.

Ириней. Против ересей, I, Предисл. 3.

Aube B. Les chretiens dans l'Empire de la fin des Antonins au milieu du III siecle. Paris, 1881, p. 145.

Aube B. Histoire des persecution. Paris, 1875, p. 378.

См.: Евсевий. Церковная история, V, 1.

Didache, 11, 3–4.

Лук. 10, 7.

Didache, 11–13.

Евсевий. Церковная история, III, 37.

Там же, V, 10, 2.

Там же.

Origene. Contra Celsum, III, 9.

Origene. De princ., IV, 1, 2.

Aube B. Histoire des persecution, p. 378.

Origene. Contra Celsum, III, 55.

Об этом хорошо написано в работе: Bardy G. La conversion au christianisme durant les premiers siecle. Paris, p. 263.

1 Apol., 15, 6.

Acta Justini, 4, 7; La geste du sang, p. 173.

Martyr. Pol., 9, 3.

Acta Papyli, 34; La geste du sang, p. 178.

Евсевий. Церковная история, V, 24, 6.

По данному вопросу см.: Jeremias J. Le bapteme des enfants pendant les quatre premiers siecle. Le Puy-Lyon, 1967, pp. 25–30; 52–55; 112–125.

Smyrn., 13, 1.

Ad Polyc., 8, 2.

Diehl E. Inscriptiones christianae veteres, I, n. 1343; Origene. Contra Celsum, III, 55.

См.: Didier J. C. Le bapteme des enfants dans la tradition de l'Eglise. Paris-Tournai, 1960, pp. 45–53.

Цитируем no. Allant P. Les esclaves chretiens. Paris, 1900, p. 253.

Apol., 15, 6; Jeremias J. Op. cit., pp. 139–140.

Rossi de J.B. Inscriptiones christianae urbis Romae, I, p. 9, n. 5.

Евсевий. Церковная история, V, 21.

Suppl., 35.

Евсевий. Церковная история, V, 1.

Acta s. Alexandri // Acta SS Maii, I, p. 375.

Tertullien. Ad Scapulam, 4.

Деян. 18, 26.

Stromates, III, 6, 53.

См. мою работу: Vie liturgique et vie sociale, p. 143.

Didascal., XVI, 12, 1–4.

Евсевий. Церковная история, V, 5, 1–3.

Origene. Contra Celsum, VII, 9.

Фил. 1, 13.

Статья: Neree, DACL, XII, 1111–1123.

Apolog., 37.

См.: CumontF. Les mysteres de Mithra, pp. 13–34; Graillot H. Le culte de Cybele mere des dieux, Paris, 1912.

Евсевий. Церковная история, VIII, 4.

Mart. Регр., 9, 1; 21, 1–2; Geste, 85; Lopuzanski G. // Antiquites classiques, 20, 1951, P- 46.

Ириней. Против ересей, III, 3, 4.

Термы Каракалы в Риме включали в себя стадион, палестру, гимнасий, библиотеку, залы для бесед, литературных чтений и музицирования, театр. См.: Homo L. Rome imperiale et l'urbanisation de l'Antiquite. Paris, 1951, p. 460.

Diognete, 5, 1–4. Это письмо было использовано Тертуллианом: Tertullien. Apologet., 42.

Clement d'Alexandrie. Paed., II, 10, 111; 11, 53.

Ibid., II, 11, 116; cf.: Const. ар., I, 3.

Paed., II, 116. Наблюдение Климента получило подтверждение археологической находкой: была обнаружена ваза в форме туфли с надписью: «Сопровождай меня» (Dictionnaire des Antiquites, III, 1828, figure 4968). Существует исследование о проституции в античности: Herter H. Jahrbuch fur Antike und Christentum, 3, 1960, S. 70?l 11.

Clement d'Alexandrie. Paed., III, 11, 80.

Tertullien. De idolat., 16.

Passion de S. Perpetue, 21.

Novatien. De bono pud., 12; Commodien. Inst., II, 18; Cyprien. De lapsis, 5, 6.

Lucien. Epigr., 37, 38; Philostrate. Vita Apollonii, I, 13.

Евсевий. Церковная история, V, 10, 1. О школе в Александрии см.: Bardy G. Aux origines de l'ecole d'Alexandrie // Recherches de science religieuse, 27, 1937, p. 65.

2 Apol., 2.

Hippolyte. Philosophoumena, IX, 12.

Tradition apostolique, 19.

По данному вопросу мало специальных исследований. В частности, см.: Bardy G. La conversion au christianisme, pp. 117–161.

Текст и его блестящий анализ см.: Labriolle de P. La reaction paienne, pp. 97–108.

Перевод и анализ в той же работе, pp. 94–97.

Tatien. Orat., 29; Theophil. Ad Autol., 1, 14.

Это особенно подчеркивается в работе: Friedlander. Darstellungen…, 3, S. 226.

Just. 1 Apol., 18–19.

Tertullien. Ad Scapulam.

Medit., XI, 3; Arrien. Dissert., IV, 7, 6; Aristid. Or., 46.

Евсевий. Церковная история, V, 16, 3.

Mand., IV, 9.

Ad Donat., 3.

1 Apol., 15; 2 Apol., 2, 12; Tatien. Orat., 29; Ириней. Против ересей, III, 4, 1; Tertullien. Apologet., 45–46; Ad Scapulum, 1; Minucius Felix. Octavius, 38, 6; Cyprien. De bono pat., 3; Origene. Contra Celsum, III, 44.

Justin. 1 Apologie, 65, 1; Minucius Felix. Octavius, 9, 31; Lactance. De divinis institutionibus, 5, 15; Cf.: Clement d'Alexandrie. Paed., III, 12.

Tertullien. Apologet., 39.

Dial., 96, 2.

Tertullien. Apolog., 39, 8. См. также: Ignace. Ad Eph., 10, 3; Clement d'Alexandrie. Stroma tes, VII, 14; 5, 14.

Pontius. Vita s. Cypriani, 9; Евсевий. Церковная история, VII, 22; IX, 8.

Apolog., 50, 13.

Pascale. Pensees / Ed. Lahure. Paris, I860, art. XXIV, 35.

Tertullien. Apologet., 50, 15.

Евсевий. Церковная история, II, 9, 3.

Martyrium, 17. См. также: Евсевий. Церковная история, IV, 13, 3; Tertullien. Ad Scapulam, 5.

Евсевий. Церковная история, VI, 5, 7.

Justin. Dial., 18.

Tertullien. Ad Scapulum, 5.

Hippolyte. In Dan., II, 38, 4.

Eusube. Hist, eccl., V, 60.

Diognete, 5, 5. См. по данному вопросу: Guignebert Ch. Tertullien. Paris, 1901.

Ibid., 5, 4. E contra, Hermas, Past., Sim. 1.

Allard P. Le3ons sur le martyre. Paris, 1930, p. 117.

Homo L. Les empereurs romains et le christianisme. Paris, 1931, p. 29.

Анализ этих отношений см. в работе: Festugiere A. J. Le monfe greco-romain au temps de Notre-Seigneur, 2, Paris, 1935, pp. 23–41.

Tertullien. De idolat., 15.

Festugiere A.J. Op. cit., p. 38.

Tertullien. Ad uxorem, II, 6.

Rossi de G. Bull. arch, crist., 3, ser. II, 1877, p. 112.

Boissier G. La fin du paganisme. Paris, 1894, 1, p. 201.

См. аргументацию Августина в его сочинении «О граде Божьем», VI, 5, 1–3.

Didasc., 1, 6, 1–6.

De corona militis, I, 1–5.

Festugiere A.J. Op. cit., p. 42.

Carcopino J. La vie quotidienne a Rome, p. 151.

Rerum gestarum, XXV, 4, 17.

Minucius Felix. Octavius, 6.

Bayet J. Histoire politique et psychologique de la religion romaine. Paris, 1969, p. 268.

Tertullien. De idol., 14.

См., например: Апулей. Золотой осел; Овидий. Фасты, III, стих 325.

Carcopino J. La vie quotidienne a Rome, p. 238. На основании его работы мы описываем зрелища.

Чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать «Жизнь 12 цезарей» Светония. См. также: Novatianus. De spectaculis.

Lukian. De saltatione, 45; 68; 80.

Ювенал. Сатиры, I, 35; VI, 41, 63.

Valerius Maximus, II, 18, 8.

Martial. Epigr., III, 86.

Seneca. De tranquilitate animi, II, 13.

Однако еще до христианства философы — стоики и киники — предостерегали от подобного рода зрелищ.

Augustinus. In Ps., 147, 7; ibid., 50, 1; 19, 6.

Causse A Essai sur le conflit du christianisme primitif et de la civilisation. Paris, 1920, p. 56.

Ис. 53. И Тертуллиан, и Ориген цитировали пророка Исайю явно в полемическом смысле, понимая его буквально.

Tatien. Orat., 30–34.

1 Apol., 9, 1–5.

Отсылаем читателя к исчерпывающему исследованию: Cerfaux L.; Tondriau J. Le culte des souverains. Paris-Tournai, 1957, pp. 313–397.

Ibid., pp. 391, 394.

Mart. Pol., 9.

Tertullien. De fuga, 13. См. также: Lopuszanski G. // Antiquite classique, 20, 1951, p. 6.

Justin. 2 Apol., 2.

Cagnat R. Praefectus Urbi // Dictionnaire des Antiquites, IV, p. 620.

Pline. Ep., X, 34(43).

Dig., XLVII, 22, 1, 3. См. также: Gage J. Les classes sociales dans l'Empire romain. Paris, 1964, p. 308.

В «Дигестах» (XLVII, 22) говорится: «Однако не запрещается собираться в религиозных целях, поскольку это не противоречит постановлению сената, коим исключается создание недозволенных коллегий».

Homo L. Les empereurs romains et le christianisme. Paris, 1931, p. 39.

Ibid.

Tertullien. Ad nationes, 1, 7, 9; Moreau J. La persecution du christianisme dans l'Empire romain. Paris, 1956, pp. 50–51; Gaudement J. Institutions de l'Antiquite. Paris, 1967, p. 689.

Евсевий. Церковная история, IV, 26, 5.

Moreau J. Op. cit., p. 73.

См.: Светоний. Домициан, 10; Евсевий. Церковная история, III, 18, 4; 20, 5, 7; Dion Cassias. Hist, rom., 67, 12 Justin. 2 Apol., 44.

Евсевий. Церковная история, V, 24.

Pline. Ep., X, 97.

Ibid., X, 98.

Закон допускал судебное преследование по инициативе частных лиц. См.: Dig., XXIX, 5, 25, §; XLVII, 23.

Ad Scapulam, 4–5.

Евсевий. Церковная история, IV, 9.

Act. Pol., 31 // La geste du sang, p. 67.

Act. Seil., 11–12; ibid., p. 61.

Acta Apollonii // La geste…, pp. 63–69; E. de Faye. Des difficultes qu'eprouvait…, pp. 25—2b, note 94.

Faye de E. Op. cit., p. 15.

Материал по данному вопросу собран в работе: Harnack A. Der Vorwurf des Atheismus in den drei ersten Jahrhunderten // TU, 28, 4.

Apol., 6, 13; см. также: Евсевий. Церковная история, IV, 13; Athenag., Suppl., 3; Mart. Pol., 3, 9.

Евсевий. Церковная история, IV, 26.

Leg., 17.

Leclercq H. Accusations // DACL, I, pp. 265–307.

Исповедь, IV, 3, 5.

Tertullien. De idol., 20.

Epist. adlacob., 10.

Apolog., 3, 1.

Labriole de P. La reaction paienne, p. 198.

Solin H., Itkonen M. Graffiti del Palatino. I. Paedagogium. Helsinki, 1966, pp. 209–212.

См. терракоту герцога Луккского: Antiquites, Bibl. Nat. Paris.

Выше мы уже отмечали, что это было предметом озабоченности еще Августина, епископа Птпонского.

Octav., 31, 1–2.

Justin. 1 Apol., 2.

Minutius Felix. Octavius, 9; Justin. Dial., 10; 1 Apol., 3; Theophil. Ad Autol., III, 4; Евсевий. Церковная история, V, 1, 14.

Minutius Felix. Octavius, 9, 6.

Упреки Цельса см.: Origene. Contra Celsum, VIII, 55. Римское законодательство запрещало безбрачие. См. о законах Августа: Светоний. Октавиан, 34, 40; Dion Cassius. Hist., 54, 16.

Светоний. Домициан, 15; Евсевий. Церковная история, III, 17; Dion Cassius. Hist., 67, 14; Tertullien. Apolog., 42.

Евсевий. Церковная история, V, 1, 7.

Mart. Pol., 3, 2.

Carmina sibyllina, III, v. 356–362; V, v. 227–250; VIII, v. 70–130, 139–177, 182–215.

Ibid., VIII, 73–75; 90–93; Leclercq H. Eglise et Etat, DACL, IV, 2256.

Festugiere A.J. Le monde greco-romain, 2, pp. 91–92.

Светоний. Нерон, 16; Origene. Contra Celsum, 1, 7.

Paul. Sentent., V, 23, 15–17; Апулей. Апология, 48.

Евсевий. Церковная история, V, 1, 31.

О политических причинах ожесточения Марка Аврелия см.: Beaujeu J. La religion romaine a l'apogee de l'Empire. Paris. 1955, p. 356 (в этой же работе библиография).

Capitol. Ant. Phil., 13; Verus. Eutrop., VIII, 12. Ср. Tertullien. Ad nationes, 1, 9.

Tertullien. Apolog., 40, 12; Ad Scap., 3; Евсевий. Церковная история, IV, 15, 26.

Minutius Felix. Octavius, 8, 4.

Cod. Theod., IX, 17, 3; cf. IX, 16, 5.

Евсевий. Церковная история, VI, 41, 1.

Евсевий. Церковная история, IX, 9, 60; Origene. Contra Celsum, III, 1 Arnob.. Adv. nat., 1, 4; 1, 6.

Августин. О граде Божьем, II, 3.

Исследование и публикацию документов по данному вопросу см.: Labriolle de P. La reaction paienne. Paris, 1934. Основным является следующее исследование: Nestle W. Die Haupteinwande des antiken Denkens gegen das Christentum // Archiv fur Religionswissenschaft, 37, 1941, S. 51–100. См. также: Fave de E. Des difficultes qu'eprouvait un intellectuel du deuxieme siecle a devenir chretien. Paris, 1910.

Hom. Clem., 1, 10.

Евсевий. Церковная история, V, 13, 2.

Aube B. La polemique paienne a la fin du deuxieme siecle // Histoire des persecution, 2, Paris, 1878, p. 32.

Tertullien. De praescript., 30.

Renan E. Marc Aurele, p. 115.

Ириней. Против ересей, I, 6; I, 13.

In Hermogenem; Евсевий. Церковная история, IV, 24, 1.

О гностицизме см.: Simon M.; Benoit A Le judaisme et le christianisme antique. Paris, 1968, pp. 146–147.

Bouyer L. La spiritualite du Nouveau Testament et des Peres. Paris, 1960, p. 271.

См.: Lamartine. La chute d'un ange.

Origene. Contra Celsum, V, 62.

Excerpta ex Theodoto, 72–76, см. в: Bardy G. La conversion au christianisme, p. 142.

Tertullien. De praescr., 7; Apolog., 46. Cp. Faye E. de. Op. cit., pp. 12, 13.

Tatien. Orat., 19.

Lucien. Eunuch., 8, 9; Cynicus, 1.

Tatien. Orat., 19; Pline. Ep. X, 55, 66.

Spanneut M. Le stoicisme des Peres de l'Eglise, p. 49.

Dig., XXVII, 1, 6, 8.

Hubik K. Die Apologien des hl. Justinus des Phil. u. M. Wien, 1912.

Justin. 2 Apol., 3.

Fugitiv., 12.

Orat., 19. Этот упрек мог исходить от христианина, а не от историка греческой культуры. См.: Marrou H. De la pederastie comme education // Histoire de l'education dans l'Antiquite, pp. 55–67.

2 Apol., 3.

Acta Just., 2, 2; La geste du sang, p. 37.

Выражение принадлежит П. Лагранжу и встречается в его исследовании о Марке Аврелии, опубликованном в: Revue biblique, 1913, p. 243. См. также: Festugiere A.J. L'ideal religieux des Grecs et l'Evangile. Paris, 1932, pp. 264–280; Beaujeu J. La religion romaine a l'apogee de l'Empire, pp. 331–368.

Евсевий. Церковная история, IV, 26, 7; Tertullien. Apolog., 5, 5.

Pensees, XI, 3.

Ibid., XII, 14.

Ibid., II, 1, 3; 13, 3.

J. Beaujeu. Op. cit., p. 357; Pensees, XI, 3, 2.

Pensees, V, 10, 6.

Ириней. Против ересей, V, 6, 1–2; Tertullien. Apolog., 48, 1–6; 10–11.

Caster M. Lucien et la pensee religieuse de son temps. Paris, 1937.

Peregr., 12.

Текст опубликован О. Глекнером в: Kleine Texte, 151, 1924. Другая реконструкция текста: Aube В. La polemique paienne a la fin du deuxieme siecle, pp. 277–390.

Исследование и библиографию о Цельсе см.: Merlan Ph. // RAC, 11, 954–965.

См.: Faye de E. Op. cit., pp. 15, 27.

Описание библиотеки Цельса см.: Aube В. Op. cit., pp. 198–243. О том, что касается Юстина, см.: Andresen С. Logos und Nomos. Berlin, 1955. S. 345–372, 399.

Origene. Contra Celsum, 1, 68; III, 50; VII, 9.

Ibid., IV, 23.

Ibid., IV, 21.

Ibid., VI, 1.

Ibid., IV, 7. См. также: Cicero. De harusp. responsis, 28.

Origene. Contra Celsum, IV, 14.

Ibid., I, 28; Labriolle de P. La reaction paienne, p. 126.

Origene. Contra Celsum, 1, 68, 71; II, 76.

Ibid., III, 1; IV, 2; Bertrand F. Mystique de Jesus chez Origene. Paris, 1951.

Origene. Contra Celsum, III, 68, 78; I, 9, 32, 67.

Ibid., III, 62–65; 70–71.

Ibid., III, 72, 77.

Ibid., III, 49.

Ibid., VI, 32; 24.

См.: Porphyre. Lettre a Marcellus, 25.

Origene. Contra Celsum, VIII, 55.

Ibid., VIII, 75; 55.

Ibid., VIII, 70, 73. По мнению А. Харнака, Цельс прежде всего озабочен будущим Империи.

Origene. Contra Celsum, III, 9, Ю, 12, 14; V, 62–65.

Ibid., V, 59.

Ibid., III, 29.

Ibid., VIII, 48.

Ibid., V, 14.

Ibid., Proemium.

Merlan Ph. Op. cit., col. 962.

Brehier E. Histoire de la philosophie, I, p. 489.

1 Apol., 59, 5; 2 Apol., 13.

Orat., 21–26.

Ницше Ф. Антихрист, 38, 58, 59.

Renan E. Marc Aurele, p. 613.

Boissier G. Le christianisme est-il responsable de la ruine de l'Empire? // La fin du paganisme, 2. Paris, pp. 339–385.

Gausse A. Essai sur le conflit du christianisme primitif, p. 10. Приведенная цитата послужила Г. Буасье в качестве резюме к его аргументации.