Библиографические примечания к разделу "Облик церкви"

Tertullien. Apologet., 39, 1.

См.: Clement d'Alexandrie. Stromates, V, 5; Arist. Apol., 2; Tertullien. Apolog., 2; Scorpiac, 10; Adv. nat, 1, 8.

Clement d'Alexandrie. Quis dives salvetur, 42. Об организации первоначальной Церкви существует обширная литература, в частности: Bardy G. La theologie de l'Eglise de saint Clement de Rome a saint Irenee. Paris, 1945; Battifol P. L'Eglise naissante et le catholicisme. Paris, 1909; Campenhausen von H. Kirchliches Amt und geistliche Vollmacht in den drei ersten Jahrhunderten. Tubingen, 1953; Goguel M. L'Eglise primitive. Paris, 1947. Специальным вопросам церковной организации посвящены работы: Colson J. Les fonction ecclesiales aux deux premiers siecles. Paris; Bruges, 1956; La fonction diaconale aux origines de l'Eglise. Paris-Bruges, 1960.

Евсевий. Церковная история, III, 37, 2.

См. статью «Episcopos» в: ThWNT, II, 607–610.

Campenhausen von H. Op. cit. S. 91.

Этот аспект хорошо проанализирован в работе: Achelis H. Das Christentum der ersten drei Jahrhunderte. Leipzig, 1912, Bd. 2. См. также более новую работу: Audet J.-P. Mariage et celibat dans le service pastoral de l'Eglise. Paris, 1967.

Деян. 2, 36; 5, 42; 16, 15, 31, 34; 1 Кор. 1, 16 и др.

Hom. Clem., 15, 11, 2.

Деян. 10, 1–47.

Audet J.-P. Op. cit., p. 82.

Sim., IX, 27.

1 Тим. 3, 1–5.

Bornkamm G. Presbyter // ThWNT, VI, 672–680.

Марк. 7, 3; 1 Маккав. 1, 26; 7, 33; 11, 23; 12, 35; 13, 36; 14, 20; 2 Маккав. 13, 13; 14, 37.

Деян. 16, 4.

Иак. 5, 14; Деян. 14, 23; 20, 17; 1 Пет. 5, 1.

1 Тим. 4, 14.

Тит. 1, 5.

Евсевий. Церковная история, V, 25, 14–16.

Ириней. Против ересей, III, 2, 1; 14, 2.

3 Ин.

1 Clem., 40.

Zeiller J., RHE, 29, 1933, p. 571.

Martyre de Justin, 3, 1.

Hom. Clem., 3, 61.

Евсевий. Церковная история, IV, 23; Tertullien. De fuga, 11; Cypr. Ep. 55, 11.

Passio Philippi, 1; Act. Phileas, 2. Synode de Sardique, с. 10 (13) — см. в работе: Archelis H. Op. cit., 2, р. 6.

Евсевий. Церковная история, V, 22; ср. там же: VII, 30, 17.

Евсевий. Церковная история, V, 24, 5. В этом отношении на Западе довольно быстро утвердились более строгие правила. Уже «Апостольская традиция» подразумевала, что епископ не может состоять в браке, хотя Хиларий, епископ Пуатье, и состоял в браке. Восток придерживался своей первоначальной линии вплоть до Никейского собора, находясь под влиянием старого епископа Пафнутия, исповедника веры. См.: Socrat. Hist. eccl., 1, 11.

Didascalie, IV, 1, 1.

Так же обстояло дело и с Григорием Чудотворцем, и с Афанасием. Ириней Сирмийский назван «молодым» (juvenis) — Passio, 4. Этот случай предусмотрен «Дидаскалиями»: Didascalie, IV, 1, 3.

Ignace. Magn, 3, 1.

Священниками были Ириней, Киприан, Корнилий. Из диаконов стал епископом Элевтерий: Евсевий. Церковная история, IV, 22, 3; Eusebe d'Alex. Hist, ecck, VII, 11, 24.

См.: Goguel M. L'Eglise naissante, p. 178.

Евсевий. Церковная история, VI, 11, 2; Tradition apostolique, 2.

Clement a Jacques, 5; Cone. d'Elvire, с. 18; Mansi, I, 994.

Евсевий. Церковная история, III, 36, 2; V, 24, 7; Didascalie, IV, 5, 1–5.

Евсевий. Церковная история, VII, 32, 2.

Евсевий. Церковная история, V, 24, 8.

Евсевий. Церковная история, IV, 22, 5.

Употреблено в посланиях Климента и Игнатия, в названии «Пастырь» Пгрмы, в надписях. См.: ThWNT, VI, pp. 496–498.

Didascalie, IV, 1–6; XII, 57, 1–58, 6.

Didascalie, V, 11.

См. диссертационное исследование: Gerke F. Die Stellung des 1. Clemensbriefes innerhalb der Entwicklung der alt. Christi. Gemeindeverfassung, TU, 47, 1. Leipzig, 1931.

Hom. Clem., 5.

Didascalie, XI, 44, 4.

Слово «диакон» в переводе с греческого означает «служащий». Диакония — служба, диаконат — одна из функций церкви. См. мою книгу Vie liturgique et vie sociale, pp. 67–92.

Didascalie, IX, 34, 3; XVI, 13, 1. Нигде не говорится, что рядовые верующие участвовали в подборе диаконов.

Didascalie, XVI, 13, 1–7.

1 Кор. 6, 1–11; Didascalie, XI, 47, 1.

Sim., IX, 26, 2; Cyprien. Ep. 52 (49), 1.

Pline. Ep. X, 96 (97).

Didascalie, XVI, 12, 4; 13, 1. См. также мою работу Vie liturgique et vie sociale, pp. 139–147.

Didascalie, XV, 6, 2.

Epiphane. Haer., 79, 3.

Vis., III, 5, 1.

Mart. Polyc., 5, 2; La geste du sang, p. 27.

Евсевий. Церковная история, V, 24, 5.

См.: Vita Pontii.

Odes, 6, 1 // Naissance des lettres chretienne. Paris, 1958, coll. Ictys, n. 1.

Dial., 39, 2; 88, 1; 82, 1.

Ириней. Против ересей, II, 32, 4; см. также: Евсевий. Церковная история, V, 7, 3–5; 6, 1; 7, 6.

Ириней. Против ересей, II, 32, 4.

Did., 10, 7; 11, 3, 7–11; 13, 13; 15, 1–2.

Vis., II, 4, 2; III, 1, 8, 9; V, 5–7; Sim., IX, 33, 1–3.

Vis., III, 1, 8, 9.

Sim., IX, 26, 2.

Евсевий. Церковная история, V, 17, 4.

См. рассказ о лионских мучениках: Passion de Felicite et Perpetue // La geste du sang, pp. 46–59; 70–86.

О происхождении и содержании монтанизма см. фундаментальное произведение: Labriolle de P. La crishe montaniste. Paris, 1913, pp. 112–143.

Epiph. Haer., 48, 14.

Ibid., 49, 1.

Евсевий. Церковная история, V, 18, 4, ср.: 11.

Labriolle de P. La crishe montaniste, pp. 207–293.

Евсевий. Церковная история, V, 17, 4.

Tertullien. De monogamia, 16.

Origene. Contra Celsum, VII, 9.

Ириней. Против ересей, I, 13, 3. См. возражения против этого: Nautin P. Lettres et ecrivains chretiens. Paris, p. 42.

См.: Renan E. Marc Aurele, p. 293.

Tertullien. De anima, 9.

De virg. veland, 17.

Tertullien. De bapt., 17; De praesc, 41; Firm. Ep. 75 (среди писем Киприана).

Epiph. Haer., 49, 2; Евсевий. Церковная история, V, 16, 4.

Origene. Contra Celsum, VII, 9, 11.

Евсевий. Церковная история, V, 16, 4–5.

Tertullien. In Prax., 1; Hippolyte. Philosophoumena, IX, 7.

Hippolyte. In Dan., III, 18.

Ibid.

Justin. Dial., 80, 1; Ириней. Против ересей, V, 31–32; Евсевий. Церковная история, III, 28; VII, 25.

Евсевий. Церковная история, V, 18, 5, 6, 9; 16, 20.

Евсевий. Церковная история, V, 16, 22; Act. de Pionios, 21, 5.

Евсевий. Церковная история, V, 3, 1–3.

Epiphan. Haer., 30, 15; Cyprien. Ep. 63.

См.: Enkrateia // RAC, V, pp. 343–349.

1 Кор. 7, 25–38.

1 Clem., 28, 1–2; 48, 5.

VoobusA Celibacy, a requirement for admission to baptism in the early Sirian Church. Stockholm, 1951, pp. 15–20.

Этот вопрос хорошо освещен в работе: Nautin P. Lettres et ecrivains chretiens, pp. 33–43.

См.: Евсевий. Церковная история, IV, 23.

Ириней. Против ересей, I, 28.

О Маркионе классическим трудом по-прежнему остается: Harnack A. Marcion. Leipzig, 1924.

Kung H. L'Eglise, p. 256.

Евсевий. Церковная история, V, 1, 49.

Origene. Scol. in Luc, 1, 1.

Ириней. Против ересей, IV, 26, 2.

Clement d'Alexandrie. Stromates, IV, 4.

Campenhausen von H. Op. cit., p. 95.

Smyrn., 8, 2.

Евсевий. Церковная история, V, 1, 20.

Mart. Pion., 9, 2; La geste du sang, p. 96.

Евсевий. Церковная история, IV, 15.

Там же, V, 3, 4.

Там же, IV, 23, 1–2.

Там же, IV, 23.

Там же, V, 16, 20.

Там же, V, 23, 3.

Goguel M. L'Eglise primitive, p. 180.

Gregoire H. Les persecution dans l'Empire romain, p. 21.

Евсевий. Церковная история, V, 24.

Ириней. Против ересей, III, 3, 3; Tertullien. Adv. Prax, 1.

Различные интерпретации см.: Bardy G. La theologie de l'Eglise, pp. 107–113.

1 Clem., 44, 2.

Евсевий. Церковная история, IV, 23, 11.

Battifol P. L'Eglise naissante, p. 146.

Rom., proem.

Евсевий. Церковная история, II, 25, 8.

L'Empire et la Croix, p. 288.

Goguel M. L'Eglise primitive, p. 182.

Ириней. Против ересей, III, 3, 1–3. См. также: Евсевий. Церковная история, V, 6, 1.

Ириней. Против ересей, III, 3, 3.

Harnack A. Dogmengeschichte. Darmstadt, 1964, 1, S. 481.

Uhlhorn G. Die christliche Liebestatigkeit. Stuttgart, 1895, S. 7. См. о значении благотворительности в эпоху античности: Bolkestein H. Wohltatigkeit und Armenpflege in vorchristlichem Altertum. Utrecht, 1939.

Trail., 13, 1. См. также: Фил. 11, 2; Рим. 1, 1.

Письмо 84, в книге: Bidez J. L'empereur Julien, lettres et fragments, I, 2. Psris, 1924, p. 144.

Tertullien. Apolog., 39, 7.

Seneca. De beata vita, 25; De dementia, II, 6.

Institut, VI, 10.

Иак. 2, 18.

Иак. 1, 27.

Историк Болькештайн утверждает, что «мораль на Востоке заботилась об отношениях между богатыми и бедными, тогда как на Западе — об отношениях между людьми» (Bolkestein H. Op. cit., S. 421).

Этой проблеме не уделили должного внимания историки христианской античности, за исключением лишь А. Харнака, проанализировавшего этот вопрос в своей работе Mission und Ausbreitung, pp. 170–220.

Didascalie, IX, 27, 4.

Ibid., XII, 58, 1.

Ibid., VIII, XII, XVII, XXII.

Ibid., XI, 44, 4.

См, в частности: Justin. 1 Apol., 67; Hermas. Vis., IV, 3; Mand, VIII, 10; Sim., 1, 8; V, 7; IX, 26, 2; Arist. Apol., 15; Tertullien. Apologet., 39.

Исх. 22, 22–23. См. также: Vie liturgique… pp. 12, 16, 100, 101, 140–143.

Иак. 1, 27.

Peregrin, 12.

Исключение составляли Фивы, где запрещалось подкидывать детей. См.: Aelian., Var. Hist, II, 7.

Apolog., 9.

Pline. Ep. X, 65 (71).

Ibid., X, 66 (72).

Ibid., VIII, 18.

Ep., I, 8.

Giraud Ch. Essai sur le droit francais au Moyen Age. Paris, 1866, 1, p. 464.

Pline. Panegyr, 25–27; P. Veyne. La table des Ligures Baebiani et l'institution alimentaire de Trajan // Melanges d'architecture et d'histoire, 69, 1957; 70, 1958, pp. 177–241.

Dictionnaire des Antiquites, 1, 183.

Apolog., 9, 6. См. также: Lactance. Div. Instit, VI, 20.

Didascalie, VIII, 25, 2, 8; IX, 26, 3, 8.

Didascalie, XVII. Частично содержится также в: Lettre de Clement a Jacques, 8, 5–6, ed. Irmscher, p. 12. См. также: Const. ар., IV, 1–2.

Const. ар., IV, 1.

Acta Perp. et Fel., 15; La geste du sang, p. 81.

Евсевий. Церковная история, VI, 2.

Acta Carpi, Papyli, Agathonicae, 6; La geste du sang, p. 44.

Dictionnaire des Antiquites, V, 865.

Ibid., III, p. 1647.

1 Тим. 5, 14.

См. статью: Digamus, RAC, III, 1017–1020, где приводятся в подтверждение необходимые тексты.

Ibid.

Act, 6, 1.

Ignace. Smyrn., 6; Polyc. Ep. 6, 1; Barn, 20, 2; Herrn. Sim., I, V, 3; IX, 26, 27; X, 4; Clem., ad Iacob, 8; Tertullien. Ad uxorem, I, 7, 8.

Ps. Clem. De virg, I, 12.

Polycarp. Phil, 4, 3; cf.: Tertullien. Ad uxorem, I, 7; Const. ар., II, 26; Didascal., IX, 26, 8.

См. мою работу Vie liturgique et vie sociale, pp. 140–143.

Евсевий. Церковная история, VI, 43, 11.

Orelli. Inscr. lat, 114.

Иак. 2, 16.

Const. ар., II, 50, 1. См. также: Ignace. Polec, 4; Justin. 1 Apol., 67; Herrn. Sim., IX 27, 2; Cyprien. 5, 1; 41, 1; Const. II, 26, 4; III, 3, 2; Ириней. Против ересей, IV, 34.

Didascalie, XIV, 3, 2.

Dictionnaire des Antiquites, III, p. 1717.

Justin. 1 Apol., 67, 6.

Testament de notre Seign, II, 34.

Didascalie, XV, 8, 3.

Tradition apostolique, 20.

Dictionnaire des Antiquites, III, p. 1692.

Светоний. Клавдий, 25.

Dictionnaire des Antiquites, III, p. 1687.

G. Boissier. La religion romaine, II, p. 299.

См.: Sozom. Hist. eccl., V, 15.

Lactance. Institut, VI, 12; Const. ар., III, 7.

Testam., I, 34; II, 34.

Pausanias. I, 32, 5; IX, 32, 9. См. также: RAC, II, p. 200.

Tertullien. Apolog., 39, 6.

Arist. Apol., 15.

По данному вопросу см.: Visscher de F. Anal. Boll., 69, 1951, pp. 39–54.

Евсевий. Церковная история, V, 1, 62; La geste du sang, p. 58. См. также: Евсевий. Церковная история, VIII, 6, 7.

Mart. Pion., 9, 3.

1 Clem., 59, 4; Ignace. Smyrn., 6; Clem., ad Iacob, 9; Acta Theclae; Tertullien. Ad uxorem, II, 4.

Mart. Perp., 3, 4.

Mart. Pion., 11, 4.

Arist. Apol., 15.

Justin. 2 Apol., 2, 15–16.

Евсевий. Церковная история, V, 1, 9—10; La geste du sang, p. 47.

Pereg, 12.

Евсевий. Церковная история, VI, 3, 4.

Евсевий. Церковная история, V, 1, 53; La geste du sang, p. 57.

Евсевий. Церковная история, V, 1, 18; La geste du sang, p. 49.

Mart. Perp., 3, 6.

Ibid., 21, 3.

Act. Justin., 6, 2; Acta Carpi, 47; La geste du sang, p. 40, 45.

Mart. Polyc., prol.; La geste du sang, p. 26.

Mart. Polyc., 22, 2, 3; La geste du sang, p. 34.

Digest, XLVIII, 19, 23.

Thucydide: VII, 27; Dictionnaire des Antiquites, III, 1866.

Евсевий. Церковная история, IV, 23, 10.

Hippolyte. Philosophoumena, IX, 12.

На эту ситуацию намекают христианские авторы: Ignace. Smyrn., 6; Herrn. Mand, VIII, 10; Sim., I, 8; Const. ар., IV, 9; V, 1.

Const. ар., IV, 9; V, 1.

Евсевий. Церковная история, VIII, 12, 9; De mart. Pal, VII, 2–4.

Cyprian. Ep., 62, 3.

Ignace. Ad. Polyc., 4.

1 Кор. 7, 21–22.

Tatien. Orat., 11, 7.

См.: G. Uhlhorn. Op. cit., p. 113.

Minutius Felix. Octavius, 37; Lettre a Diogn, 5, 10; Ириней. Против ересей, IV, 21, 3; Tertullien. De cor., 13.

Евсевий. Церковная история, III, 17.

Th. Zahn. Comm. in Rom. ad loc. Patrum apost. opera, fasc. 2. Leipzig, 1876, p. 57.

Евсевий. Церковная история, IV, 23, 10.

Там же, VII, 5, 2.

Basile. Ep. 70.

1 Кор. 16, 1–4.

Возможно, намек на это содержится в Послании Иакова: Иак. 2, 21; см. также: Евр. 13, 16.

1 Apol., 67, 6.

Ibid., 67, 1, 6.

Ibid., 13, 1.

Tertidlien. Apolog., 39, 5. Cp. Waltzing], P. Apologetique, Commentaire… ad loc, p. 250. Didascalie, IX, 36, 4–6; Cyprien. De opere et eleemos, 15; Const. ар., II, 36, 8.

CSEL 26, pp. 186–188; о приношениях натурой см.: Tradition apostolique, 5, 1–2; 28, 1–8.

Didascalie, V, 1–6.

Herrn. Sim., V, 1, 3; Barn, 19, 10; Arist. Apol., 15, 7; Mart, de Lucius et Mont, 21. См. также по этому вопросу: Guillaume А Jeune et charite. Paris, 1954, pp. 21–45.

Didascalie, IX, 34, 5; 35, 2; Const. ар., VII, 29, 1–3- По данному вопросу см. наше исследование: A.-G. Hamman. L'Offrande liturgique // Vie liturgique et vie sociale, pp. 251–295.

Apol., 39, 5–6.

CIL, 111, 633.

Orelli. Insc. lat, 2252, 3217; Mommsen T. Inscr. Neap, 2476, 2488; CIL, II, p. 254.

Apolog., 39, 6.

Ibid., 31, 5.

Так поступил Маркион; см.: Tertullien. Adversus Marcionem, IV, 4; см. также: Евсевий. Церковная история, III, 37.

Tradition apostolique, 20.

Tertullien. Ad uxorem, II, 8. В надписях упоминается щедрость дарений: Diehl Е. Insc. christ. vet., n. 1103; 1652; 1687; 2483.

Cyprian. Ep. 60.

Didascalie, XVIII. Многочисленные постановления по данному вопросу косвенно свидетельствуют, что подобного рода злоупотребления встречались: Const. ар., IV, 6, 1–9; 7, 1–3.

См. размышления В. Шнеемельхера по данному вопросу в работе: Das diakonische Amt der Kirche. Stuttgart, 1965. S.61.

Kerygma Petri, ed. Holl, TU NF, 20, 2, 1899, p. 233, n. 503.

Излюбленный мотив сочинений Августина Блаженного.

Kerygma Petri, loc. cit., p. 234.

Об Игнатии, Юстине и Иринее мы пишем на основании собственной работы: Hamman A-G. Guide pratique des Peres de l'Eglise. Paris, 1967 (новое издание под названием: Dictionnaire des Peres de l'Eglise. Paris, 1977). Здесь: Ign. Ep. Rom., 4, 2.

Ep. Polyc., 4, 1–3.

Ep. Eph., 7, 2.

Ep. Trail., 4, 1.

Ep. Rom., 4, 3.

Ep. Smyrn., 5, 1; 9, 2.

Ep. Eph., 12, 1.

Ep. Rom., 3, 2.

Ep. Rom., 7, 3.

Dial., 3–5.

1 Apol., 59–60.

2 Apol., 10, 8.

Acta Just., 4–6.

Сохранилось большей частью в «Церковной истории» Евсевия (V, 1–4), из которой мы берем детали портрета Бландины.

Евсевий. Церковная история, V, 1, 53–56.

Там же, V, 1, 41.

Strabon. Geographie, 192, IV, 3, 2; Suetone. Cal, 20; Juvenal. Sat, 1, 44.

Евсевий. Церковная история, V, 1.

Renan E. Marc Aurele, p. 312.

Евсевий. Церковная история, V, 20.

Там же, V, 4, 2.

Ириней. Против ересей, III, 12, 5.

Этот тезис доказывается в работе: Nautin. Lettres et ecrivains… Paris, 1961, pp. 93–95.

Детальный анализ см. в моей книге: A.-GHamman. La PriHre, t. 2, pp. 113–124.

Ириней. Против ересей, IV, 20, 7.

Мы обращаемся главным образом к «Страстям Фелициты и Перпетуи» (Passion de Felicite et Perpetue), заключение которых написано, возможно, Тертуллианом.

Pass. Регр, 3.

Ibid., 18.

Ibid., 12.

Ibid., 3.

Ibid.

Ibid.

Ibid.

Ibid., 6.

Ibid.

Ibid., 3.

Ibid.

Ibid., 5.

Ibid.

Ibid.

Ibid., 16.

Ibid., 18.

Ibid.

Ibid., 20.

Ibid.

Ibid., 20.

Euripide. Hecube, 569.

Pass. Регр, 20.

Ibid.

Ibid.

Ibid., 21.

Эпитафия этой мученицы была восстановлена из 35 кусочков, обнаруженных в Большой базилике Карфагена.