Библиографические примечания к разделу "Повседневный героизм"

Clement d'Alexandri. Strom., VII, 47, 3. Этой темы касался также Филон Александрийский.

Плиний Старший. Естественная история, кн. 14.

Mart. Pion., 5, 4; La geste du sang, p. 93.

Tertullien. De orat., 25. Cf. Hom. Clem., X, 1; XIX, 12; Rec. Clem., 11, 71.

Strom., VII, 7; Paed., II, 2.

Tertullien. De or., 23. Обо всем, что касается Тертуллиана, см.: E. Dekkers. Tertullianus en de Geschiedenis der Liturgie. Brugge, 1947.

Origene. De orat., 32, 1; Tertullien. Apol., 16, 10; Clement d'Alexandrie. Stromates, VII, 43, 7.

Clement d'Alexandrie. Stromates, VII, 43, 7. На монетах часто встречается надпись «Oriens Augustus». Развитие темы света см. в работе: Dblger F. Lumen Christi // Antike und Christ, 5, 1936, S. 1–43.

Tertullien. De or., 23.

Peterson E. Fruhkirche, Judentum und Gnosis. Freiburg, 1959, S. 15–35.

Acta Hipparchi, Philothei et siciorum, ed. Ruinart, p. 125.

De orat., 31, 4.

Strom., VII, 49, 6–7; Apol., 16, 6; De cor., 3; De orat., 26; Ad ux., II, 5.

Adv. Marc., III, 22, 18; Apol., 16, 6.

Did., 8, 3.

Tradition apostolique, 41; Tertullien. De orat., 25; Clement d'Alexandrie. Stromates, VII, 40, 3.

См. изображения этих часов в книге: Carcopino J. La vie quotidiane a Rome. Paris, 1947, pp. 178–179.

Tertullien. De or., 11; Clement d'Alexandrie. Stromates, VII, 40, 1; Oriene. De or., 31, 2.

Clement d'Alexandrie. Stromates, VII, 40, 1.

Это жест вассала, вкладывавшего свои руки в ладони сюзерена.

Нот. Clem., I, 22. См. также: Tertullien. De or., 35; De cor., 3; Apol., 39; Paed., II, 9.

Матф. 14, 19; Деян. 27, 35; 1 Тим. 4, 4.

Strack-Billerbeck. Kommentar, IV, 611–639.

О постах и трапезах см.: Schummer J. Die altchristliche Fastenpraxis. Munster, 1933.

Tertullien. De ieun., 2, 3; Didascalie, XXI, 18.

Plut.: Symp., 7.

Oxyr. Pap., 110, 111, ed. Grenfell-Hunt. London, 1, 1898, p. 177.

Сейчас хранится в музее Бардо, в Тунисе.

Paed., II, 4, 44.

Tatien. Orat., 22–24; Tertullien. Apol., 42.

De idol., 16.

De spectac., 18.

Marrou H. Histoire de l'education… p. 337.

De div. instit, I, 20, 14.

Paed., III, 10, 49–52.

Светоний. Клавдий, 33, 2.

Лукиан. Сатурналии, 4, 8.

Lafaye G. // Dictionnaire des Antiquites, III, 1405.

CIL, XIV, 532.

Ep., III, 1, 8.

См. трактат «De aleatoribus».

Этот трактат датируется концом III в, а его авторство различными исследователями приписывается то приверженцу вселенской Церкви, жившему в провинции Африка, то некоему донатисту из Рима. См.: PLS, 1, 49.

Can. 79; Mansi: II, 18.

De aleat., VI, 10. Cf.: Tertullien. De fuga, 13.

Paed., III, 11, 80; cf.: Commod., Institut, II, 29, 17–19.

De aleat., VI, 10.

Tertullien. De cor., 3; De orat., 19.

Cyprien. Ep., 63, 16. О собрании христиан для причащения в трактовке Киприана см.: Saxer V. Vie liturgique et quotidienne a Carthage. Rome, 1969, pp. 189–263.

Подобного рода трапезы, видимо, никогда не устраивались в Риме. См.: Dix G. Ар. Tradition, pp. 83–84.

Например, так поступала местная церковь города Дура-Эвропос.

Ep., 96.

Apolog., 39.

Apol., 39, 15. Ср. Martial. Epigr, X, 48, 10; Juvenal: III, 107; Plin. Paneg., 49.

Apol., 39, 15.

Lucien. De merc. cond., 15.

Trad. apost., 28; Concile de Laodicee, can. 27; Mansi: I, 1536.

Подробнее о «трапезах любви» см. мою работу Vie liturgique et vie sociale. Paris, 1968, pp. 151–221.

Tertullien. Ad mart, 2; Mart. Fel. et Perp., 17; Marius et Iac., 11.

Ad nat., I, 13.

Деян. 20, 8.

Опубликовано: Basile. De Spir. s, 29, 73.

Основной труд по данному вопросу: Rontorf W. Der Sonntag. Zurich, 1962 (английский перевод: Sunday. Philadelphie, 1967).

Kerygma Petri, 35.

Плиний Старший. Естественная история, II, 78 (76).

Rordorf W. Der Sonntag. S. 37–38 (с библиографией).

1 Apol., 66, 4. Ср. Tertullien. De cor., 15; De bapt., 5.

Ep., X, 96.

1 Apol., 67, 1.

La geste du sang, p. 203. Это событие имело место в 304 г.

Justin. Dial., 138, 1.

Irenee. Fragm, 7, ed. Harvey, II, p. 478.

Tertullien. De cor., 3; De ieun., 15.

Деян. 20, 7.

Ep., X, 96.

Марк. 16, 2; Иоанн. 21, 1, 19; Деян. 20, 7; 1 Кор. 16, 1; см. также: Евсевий. Церковная история, V, 28, 12.

Recogn. Clem., 10, 71.

Ad Smyrn., 13.

См.: Dauvillier J. Les temps apostoliques. Paris, 1970, p. 531.

Philopatris, 23, ed. Dindorf, 1867, p. 783.

Acta Pauli et Thecl., 7.

См.: Wifstrand A. L'Eglise ancienne et la culture grecque, trad, franc. Paris, 1962, p. 25.

Tertullien. Ad Scapulam, 3.

Rec. Clem., X, 71.

Ibid., IV, 6.

Amrah // DACL, I, 1778.

Liber Pontificalis, ed. Duchene, I, p. 55, 126.

Ее описание см.: Lassus J. Art. Syrie, DACL, XV, 1863–1868.

Didascalie, XII.

См.: Apamee // DACL, I, 2505. Церковь в Эдессе была разрушена в 201 г. наводнением. Церковь в Неокесарии существовала, по свидетельству Григория Чудотворца, с 258 г.

1 Apol., 67.

Ignace. Smyrn., 8; Magn, 6; Trail., 3.

См.: Dauvillier J. Op. cit., p. 423.

De vel. vir., 17.

Jungmann J. A. Missarum sollemnia. Wien, 1949. S. 26.

Adv. Vfrc., 4, 5; De praescrip., 36.

Евсевий. Церковная история, III, 16; IV, 23, 6.

Tertullien. De pud., 1.

Ep., 42.

Strom., I, 1.

Ее авторство ошибочно приписали Клименту, папе римскому. Перевод текста на французский язык см.: L'Empire et la Croix, coll. Ictys, 2, pp. 132–148.

2 Clem., 17.

2 Кор. 13, 13.

Justin. Dial., 35, 3; 96, 3; 108, 3; 133, 6.

Mart. Pol., 8, 1; La geste du sang, p. 28.

1 Apol., 67, 1.

На Востоке вино всегда разбавляют водой, поскольку оно слишком крепкое. Так, вино из Траппы (Иордания) достигает 17°.

Justin. Dial., 117.

Из греческой надписи.

Tertullien. De cor., 3.

Евсевий. Церковная история, V, 24, 5.

См. подборку материала в работе: Prieres des premiers chretiens, pp. 131–146.

Acta Seil., 14; Acta Apol., 46; Acta Cypr., 4, 3.

Mart. Fel. et Perp., 21, 3.

Mart. Polyc., 14, 1.

Деян. 20, 7; 1 Кор. 5, 7–8. См.: Евсевий. Церковная история, V, 24,6.

Didascalie, XXI, 14.

Meliton de S. Homelie pascale.

G.Dix. Shape of Liturgie, p. 338.

Sinesius: 19, hom. sur le psalome 5.

Tertullien. Apol., 18, 4. Ср. Bickel T. // Pisciculi. Munster, 1939, pp. 52–61.

Евсевий. Церковная история, V, 10, 1, 4.

Mart. Por., 2; La geste du sang, p. 71.

Евсевий. Церковная история, VI, 4.

1 Apol., 61, 2.

Demonstr, 3.

Ириней. Против ересей, I, 10, 2.

Tertullien. De praesc, 41.

Tertullien. De bapt., 2; De cjr., 13.

Did., 1; Barn, 18.

Trad. apost., 20.

Did., 7.

1 Apol., 61; 65, 1.

См. примечание 116 к предыдущей главе.

По крайней мере, Тертуллиан утверждает, что Петр крестил в Тибре: De bapt., 4, 3.

Pline. Ep., II, 17.

Trad. apost., 21. Ношение сложных причесок было исключительной привилегией знатных римлянок.

1 Apol., 15, 6.

Acta Just., 4, 6; La geste du sang, p. 38. См. подборку материала и библиографию в моей книге Bapteme et Confirmation. Paris, 1969, PP. 161–165.

Od, 11, 9–10; 15, 8; 21, 2. Cf. Herm. Sim., VIII, 2, 3–4.

Sim., VIII, 2, 4.

Acta Pauli et Thecl., 26; Dial., 29, 1, 2.

Eph., 5, 14; Clem. Prot, 9, 84, 1–2.

Trad. apost., 21.

1 Apol., 65, 1.

Mart. Реф., 21, 2. «Хорошо помылся» — жаргонное выражение, применявшееся в амфитеатре и означавшее «затопленный в крови».

О крещении кровью см.: Tertullien. De bapt., 16, 1–2; Trad. apost., 19.

Epiph. Pan, 52.

Евсевий. Церковная история, III, 37, 2.

Там же, II, 17, 19.

Светоний. Август, 34.

Philostrate. Vita Apollonii, 1, 13; VI, 1.

Apollodore, в работе: Dauvillier. Op. cit., p. 351.

Евсевий. Церковная история, III, 31, 3–5.

1 Clem., 38, 2.

Матф. 19, 12.

Ignace. Ad. Polyc., 5, 2.

Ignace. Ad Smyrn., 13, 1; Polyc., 5, 2.

См.: Herrn.: Sim., X, 11, 8; Tertullien. De exhort, 12; Евсевий. Церковная история, VII, 30, 2.

Clem. Quis dives, 36.

Евсевий. Церковная история, V, 2, 2–3.

Justin. 1 Apol., 35; 29; Minutius Felix. Octavius, 35, 5; Tertullien. Apol., 9; Ad uxorem, 1, 6.

См. об этом: Labriolle de P. La reaction paienne, p. 96.

Clement d'Alexandrie. Paed., II, 10, 94, 1.

Trad. apost., 15, 16.

См.: Ballini АХ. Il valore giuridico delia celebrazione nuziale cristiana dal primo secolo ail' eta giustinianea. Milano, 1939.

Ep. ad. Polyc., 5, 2.

Сравните: 1 Кор. 7, 39 и Еф. 5, 25–29.

Римское право классифицирует такой брак как «сожительство» (contubemium). См.: Pauty-Wissowa, IV, 1164. О заключении брака между рабами см.: Manaricua A. E. El matrimonio de los esclavos. Roma, 1940.

Didascalie, XIX, 11, 6.

CIL, VIII, 25045; Ritzer К. Formen, Riten der Eheschlie?ung. Munster, 1962, pp. 35–37.

Duchene L. Origines du culte chretien. Paris, 1909, p. 441.

Dig., 17, 30; Dauvillier. Op. cit., p. 381.

Еф. 5, 25–26.

Евсевий. Церковная история, VI, 40, 6.

Катулл. Песни, LXI, 122.

О праздновании в Карфагене см.: Tertullien. Ad uxorem, II, 3; De virg. vel., 12, 1.

Plut. Quaest. rom, 30.

Tertullien. Ad uxorem, II, 8, 9.

См. репродукции в: Dictionnaire des Antiquites, III, 1652 (оригиналы — в Берлинском музее).

Apulee. Apologia, 88.

Act. Thom., 10.

Paed., III, 11, 63, 1.

См.: DACL, X, 1905, 1924. См. также: Paulin de N. Carm, XXV, v. 151. Исследование данного вопроса: Baus К. Der Kranz in Antike und Christentum. Bonn, 1940, S. 103–107.

См.: Schaepman A. C. M. Explanation to the Wallpainting in the Catacomb of Priscilla. Utrecht, 1929; Metz R. La consecration des vierges dans l'Eglise romaine. Paris, 1954, pp. 63–67.

Strom., III, 9, 67, 1.

1 Apol., 29.

Apol., 15, 4, 6.

О Тертуллиане см. весьма содержательную книгу: Guignebert Ch. Tertullien, pp. 280–304.

Paed., II, 86, 2; 87, 3; 99, 3; Broudehowc J.-P. Mariage et famille chez Clement d'Alexandrie. Paris, 1970.

Marrou H. Le Pedagogue // Sources chretiennes, t. II, p. 184, n. 5.

Paed., II, 96, 2.

Athenagore. Leg, 33. Это образное выражение имеет давнюю традицию в греческой литературе, встречаясь еще у Софокла.

Paed., II, 10, 99, 3.

См.: Spanneut M. Le stoicisme des Peres de l'Eglise. Paris, 1957, p. 260.

Musonius, ed. Hense, p. 64, 3–4.

Paed., II, 10, 85, 2–88, 3.

Stelzenberger J. Die Beziehungen der fruhchristlichen Sittenlehre zur Ethik der Stoa. Munchen, 1933, S. 417.

Paed., II, 10, 91, 2.

Didascalie, XXIV; Trad. apost., 41.

Рим. 1, 24–32; Justin. 1 Apol. 27; Athenagore. Suppl, 34; Minucius Felix. Octavius, 28, 10–11; Tertullien. Apol., 9, 16–18; Clement d'Alexandrie. Paed., III, 21–22, 1.

Strom., III, 3, 24, 2.

Tertullien. Ad uxorem, II, 8.

1 Тим. 3, 4.

1 Clem., 21, 8.

Didascalie, II.

Dauvillier J. Op. cit., p. 432.

Деян. 18, 26; Рим. 16, 4.

Ignace. Smyrn., 13, 1; Pol., 8, 2.

2 Тим. 1, 5.

1 Пет. 3, 1.

Paed., III, 11, 57, 2.

Ibid., III, 10, 49, 1–5; 11, 67, 2.

См.: DACL, XIV, 1815.

Катакомба Севера, музей в Сусе.

Smyrn., 13, 1; Polyc., 8, 2; Herrn. Vis., 1, 1, 9; 1, 3, 1; 2, 3, 1; Sim., 7, 1; 7, 5; Mand, 12, 3, 6; 5, 3, 9.

Apol., 15, 11.

Octav., 2, 1.

Paed., I. См. анализ в работе: Marrou H. Pedagogue, 1, pp. 23–26 // Sources chretiennes.

Надпись V в., хранится в музее Латерана. См. также: CIL, III, 686, 17–20; CIG, IV, 9574.

Didascalie, XIX.

Ep. Clementis ad Iacjbum, 8.

Еф. 6, 4; Кол. 3, 21.

Clem. 1 Cor, 21, 8, 6; 62, 3.

Marrou H. Histoire de l'education… pp. 416–417.

Ириней. Против ересей, II, 32, 2.

De idol., 10.

Евсевий. Церковная история, VI, 2, 15.

Basile. Hom. 22.

1 Тим. 5, 13.

См. статью: Digamus // RAC, III, 1016–1024.

Leg, 33.

Ириней. Против ересей, III, 18, 1; I, 26, 2.

Octav., 31, 5. См. также: Theophile. Ad Autol, III, 15.

Mand, 4, 4, 1.

Strom., III, 12, 82, 4.

Lettre de Jacques Lettre de Jacques a Clement, 8; Нот. Clem., III, 68.

1 Clem., 57, 1. Cf. 2 Clem., 2, 4.

Polycarp. Ep., 6, 1–2.

Vis., III, 10, 7; Sim., V.

1 Clem., 60, 1–2.

Act. Apol., 44; La geste du sang, p. 69.

Ириней. Против ересей, I, 13, 7.

Vis., III, 5, 1–5.

Quis dives, 42.

Battifol P. Etude d'histoire et de theologiepositive, 1902, p. 66.

Евсевий. Церковная история, IV, 23, 6, 7.

Там же, V, 2, 5–6.

Там же.

1 Apol., 52.

2 Apol., 12, 1. См. также: Diogn, 1, 1; 10, 7; Just. 1 Apol.

Mart. Pion., 20, 5; Geste du sang, 104.

Act. Apol., 29–30; Geste du sang, 67.

Ign. Rom., 4.

Didasc., XVI, 12, 4.

Иак, 5, 14–15.

Ириней. Против ересей, I, 25, 4; II, 32, 4.

Jos. De bell. jud., I, 335; Phil. De som., II, 58.

Mart. Pol., 18, 2; Geste du sang, 33.

DACL, XIV, 1817, 1818.

См. более подробно об этом: Dauvillier J. Op. cit., 561–568.

Tert. De cor., 10; M. Felix. Oct, 12, 6.

Tert. De resur, 27, 4.

Const. ар., VIII, 42, 1–44, 1.

См.: Dolger F.J. Ichthys, t. II, Munster, 1922, S. 568.

Tert. De cor., 3.

«Рыба», «Ichthys»: Iesous Christos Theou Uios Soter, «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Материалы по данному вопросу см.: DACL, VII, 1990–2086.

См. мою работу Vie liturgique et vie sociale, pp. 201–208.

См. об этом: Klauser Th. Christ. Martyrerkult, heid. Heroenkult u. spatjudische Heiligenverehrung. Koln; Opladen, 1960, S. 34–35.

Dolger F. Ichthys, II, p. 568.

В связи с этим уместно вспомнить о Лукиане, противопоставлявшем чистоту небесных светил нечистоте мертвых останков: Pharsale, VII, pp. 814–815.

Mart. Pol., 18, 2; Geste du sang, p. 33.

Acta Joan., 72.

Tert. De cor., 3.

Didascal., XXVI, 22, 2–3.

См.: Hamman A.-G. Vie liturgique et vie sociale, pp. 209–218.