Русская культура в XVII веке

XVII в. — своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим: «древнерусская культура IX–XVII веков», но никогда не продлим это определение на следующий XVIII в., который, без сомнения, является «новым» периодом в истории нашей культуры.

Такая переходность культуры в XVII в. обусловила, в свою очередь, весьма интересные тенденции в ней. Многие жанры продолжают существовать, но внутри них зреет новое содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Все это вырывается из тесных рамок средневекового канона, создавая порой кризисные явления, а порой приводя к невиданному взлету духа, и сейчас потрясающему наше воображение.

Устное народное творчество. Грамотность и письменность

Появляются первые сборники пословиц, многие из которых дожили до нашего времени. Широко распространены легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями.

Еще одна яркая черта того времени: усиление влияния устного народного творчества на литературу. В то время трудно провести границу в области культуры по сословному принципу, как это будет в последующие столетия. Увеличивается число грамотных людей в основном в результате расширения самого государственного аппарата. Государству необходимы были грамотные дьяки и подьячие, т. е. чиновники того времени.

Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» — своеобразные газеты.

Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России. Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные. Активно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого).

Присоединение Украины привело к тому, что в Россию стали проникать «латинские» книги, приезжать образованные люди, обучавшие заинтересованных латинскому и польскому языкам. Однако значительная часть высшего духовенства и знати («грекофилы») отрицательно отнеслись к распространению «латинства»; возникли разногласия касательно путей развития просвещения в России.

Уже с 1640-х гг. стали возникать частные школы. Ф. М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов для организации школы в Андреевском монастыре. Создание этой и других школ подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками братьями Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование.