Театр

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» — государственным и частным.

Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько — дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К. И. Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским.

В 1833 г. завершилось строительство Михайловского театра. Свое наименование он получил в честь брата Николая I — великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя и др. В начале 1850-х гг. появились первые пьесы А. Н. Островского. В 1820-1840-е гг. в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М. С. Щепкин, друг А. И. Герцена и Н. В. Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты: В. А. Каратыгин — премьер столичной сцены, П. С. Мочалов, царивший на сцене Московского драматического театра, и др.

Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А. И. Истомина.

Музыка

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера.

Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М. И. Глинки. Созданные им оперы «Жизнь за царя» (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась «Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила» поставили М. И. Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве Глинка явился основоположником русской классической музыки.

К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А. А. Алябьев — автор более чем 200 романсов и песен, А. Н. Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А. С. Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения — в особенности романсы. В сокровищницу русского музыкального искусства вошли оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» и «Каменный гость».